Замечаете ли вы, что ваша подпись эволюционирует вместе с вами? Или она не меняется на протяжении многих лет? Речь не про завитушки, черточки, петельки в подписи, а больше про ее размер. Графологи любят описывать психологический портрет человека по характеру его подписи, но этот вопрос мне был не очень интересен.
Гораздо интереснее было разобраться, зависит ли масштаб личности от размера подписи.
Масштаб своей личности обычно человек оценивает сам. По идее, чем выше человек оценивает себя, свои достижения, свой статус, тем крупнее становится его личная подпись.
В 1970 году психолог Ричард Цвейгенхафт из Гилфордского колледжа собрал данные, при помощи которых он доказал, что у людей с высокой самооценкой и стремлением доминировать обычно крупная подпись. Сравнили, как эти люди писали обычный текст и как они ставили свою подпись, разница была очень заметной.
Было и другое исследование, в рамках которого проанализировали около 600 подписей генеральных директоров примерно 400 компаний. Анализировали подписи всех директоров, которые они оставляли в течение последних десяти лет.
Исследователи заметили, что организации, которыми руководят люди с крупными подписями, грешат перерасходом средств, показывают более низкую рентабельность активов, отрицательную динамику и отсутствие роста продаж. Также было выяснено, что чем крупнее подпись руководителя, тем меньше инноваций в компании, меньше патентов.
Ученые связали это с нарциссизмом руководителя, который озабочен исключительно своей персоной. Руководитель-нарцисс никогда не признает своих ошибок, всю вину свалит на других. Он не выносит критики ни в каком виде, бывает глух к чужим идеям, не считает нужным развивать подчиненных. Такая позиция не идет бизнесу на пользу.
Директора с крупной подписью зарабатывают больше, чем их коллеги в других компаниях. Опять-таки если связывать это с нарциссизмом, то нарциссы умеют подать себя, показать свои достижения, все лавры приписать себе, а про ошибки умолчать. Но при этом их подчиненные зарабатывают меньше в среднем по рынку, думаю, здесь ничего удивительного. Нарцисс уверен, что желающих работать с ним — очередь за забором, поэтому чужая зарплата его мало волнует.
Парадоксально, но чем меньше подпись руководителя, тем лучше финансовые показатели у компании. Исследователи связали это с тем, что руководитель больше сосредоточен на своих должностных обязанностях, чем на собственной персоне и на самолюбовании.
Напрашивается вывод, что нарциссы не могут быть хорошими руководителями. Это не так. Руководитель должен быть уверен в себе и своих решениях, иметь высокую самооценку, уметь доминировать и вести людей за собой. Но все должно быть в разумных пределах, без демотивации сотрудников, без их оскорблений и унижений. Проблема в том, что нарцисс часто теряет эту грань и не понимает, когда надо остановиться.
Конечно, нельзя только по размеру подписи поставить человеку диагноз, навешивать на него ярлыки, но при прочих вводных размер подписи может дополнить общую картину, стать недостающим кусочком в общем паззле личности.
А у вас крупная подпись?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией✍