Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Где живет сознание, или Как объяснить природу субъективного мира?

Для науки о мозге нет более важной задачи,

чем объяснить природу субъективного мира –

решить многовековую проблему разум – мозг (maind – brain problem).

К.В. Анохин

Восприятие, обработка информации, контроль над поведением, речь, - все эти связанные с сознанием функции и процессы могут быть так или иначе объяснены наукой. И поэтому, по мнению Дэвида Чалмерса, они составляют «легкую проблему сознания». Однако как данные феномены связаны с субъективным опытом человека, понять сложно. И именно это является «трудной проблемой сознания».

Со времен Декарта и Галилея тысячи ученых пытались раскрыть тайну сознания в физических, нейрофизиологических и нейропсихологических теориях. Представленность в психическом образе различных качеств объекта П.К. Анохин считал важным приспособительным свойством психики. Достоверно установлено, что отдельные признаки объекта обрабатываются разными участками мозга. При этом никто из исследователей до сих пор не может объяснить, каким образом эти качества интегрируются в опыте каждого из нас.

Сегодня, благодаря современным методам диагностики, нам известно, что активация областей коры головного мозга, отвечающих за те или иные когнитивные процессы, обеспечивается большим количеством кислорода. Каждый раз, наблюдая подобную активацию, мы вспоминаем И.П. Павлова. Для него сознанием было «светлое пятно» причудливой формы, движущееся по поверхности коры и в области низлежащих мозговых структур. Но также как и для нас, законы формирования психического содержания сознания остались для И.П. Павлова большой загадкой.

Объективные методы современной нейрофизиологии позволяют ученым делать выводы о том, что мозг способен учиться. Мозг «виртуально» проигрывает следы прошлых событий, но делает это очень осмысленно, фокусируюсь на преследуемых целях и задачах. Он способен предвидеть. Благодаря активности нервных клеток, люди и животные проигрывают множество вариантов поведения. Исключительно благодаря этому мы выживаем и развиваемся.

Может ли человек, получивший серьезную травму головного мозга и находящийся в вегетативном состоянии, вновь обрести сознание и вернуться к жизни? Правильный прогноз в таких случаях – серьезная проблема современной медицины. Безусловную ценность представляют результаты исследований физиологических процессов головного мозга пострадавших. Установлено, что при обращении к ним в ряде случаев возникает избирательная активность в премоторной извилине и в премоторной коре. Именно эти области связаны с планированием целенаправленных действий человека.

Российский психофизиолог, биофизик и психолог Павел Васильевич Симонов был убежден, что сознание может быть передано другим людям в виде абстрактных символов. Согласно его теории, ключевым для возникновения сознания является активизация моторных речевых областей. Этот постулат доказывался, в том числе, экспериментами Ольги Михайловны Гриндель. Вычисленные ей корреляции между активностью отдельных областей мозга и показывают, что когда человек выходит из комы, между зоной Вернике (чувствительно областью коры) и зоной Брока (моторной областью коры) образуются связи. Момент их появления как раз совпадает с выходом из комы.

Осознание активизирует большое количество структур мозга, не задействованных в подсознательном информационном процессинге. При этом, благодаря И.М. Сеченову мы знаем, что каждый процесс, протекающий в нервной системе, имеет свое начало, продолжительность и конец. Процессуальный подход является ведущим принципом современных нейрофизиологических исследований сознания.

Согласно теории «круга ощущений» Алексея Михайловича Иваницкого, мы наблюдаем моменты сознания в периоды реверберации – циклической активности височной коры, гиппокама и других областей головного мозга. Данная активность как коррелят сознания обладает частотой гамма - диапазона. Для того, чтобы убедиться, что данные процессы способны ответить на фундаментальные вопросы проблемы сознания, необходимо вывести их «наружу» и научиться управлять ими с помощью мысли. И такие эксперименты проводятся. В итоге проявляются, например, столь значимые для людей с ограниченными возможностями роботы - руки.

В последние 30 лет поиски теорий, сконцентрированных на решении вопросов соотношения сознания с мозгом, ведутся особенно интенсивно: Baars, 1988, 1997; Edelmаn, 1989, 2004; Edelman, Tononi, 2000; Massimini, Tononi, 2018; Dennet, 1991; Crick, 1994; Penrose, 1994; Chalmers, 1996; Searle, 1997; Damasio, 1999; Koch, 2003, 2012, 2019; Gray, 2004; Dehaene, 2015; Аллахвердов, 2000; Соколов, 2008; Васильев, 2009; Дубровский, 2015 и др.(1).

К счастью, с каждым днем мы все менее склонны принимать в качестве аксиомы знаменитое выражение Резерфорда о том, что все науки могут быть разделены на физику и коллекционирование бабочек. Такие понятия как логическое мышление, разум, истина, знание, сознание не могут быть выражены на языке молекулярной биологии. По мнению выдающегося американского физика и математика Юджина Вигнера, законы физики будут неполны до тех пор, пока на язык физики не будут переведены термины психических феноменов.

Благодаря сотрудничеству лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 оду австралийского нейрофизиолога Джона Кэрью Экклса с выдающимся немецким физиком Фридрихом Беком, родилась теория о том, что сознание «живет» вне мозга. Все дело в отростках пирамидных клеток коры головного мозга. Именно благодаря им и квантовым эффектам выделения синаптических медиаторов молекул, переедающих нервные импульсы, дух и сознание входят в контакт с физическим телом.

Наш выдающийся современник физик и математик Роджер Пенроуз убежден, что вычислительные свойства нервной системы далеко не полно обеспечивают качество когнитивных процессов. Сознание должно обладать особыми свойствами и быть связанным с квантовыми эффектами. Совместная работа Роджера Пенроуза и американского анестезиолога Стюарта Хаммерома завершилась разработкой теории о том, что квантовые эффекты сознания, реализуясь в тончайших структурах клетки (микротрубочках), готовы влиять на нервные процессы в мозге человека.

Для нейронаучного понимания сознания К.В. Анохин предлагает рассматривать мозг «как когнитом – нейронную сеть, состоящую из нейронных групп со специфическими когнитивными свойствами». Он считает, что лишь имея теорию когнитома – мозга как нейронной сети, можно объяснить сознание. К.В. Анохин опирается на предполагаемое тождество структур разума и когнитома. Роль сознания – интеграция когнитивных элементов в этой нейронной сети (К.В. Анохин, 2021).

Следует помнить, что при исследовании сознания К.В. Анохин отказывается от сравнений мозга с другими физическими устройствами. «Мозг – не аналоговая машина. Сложнейшая проблема, которая стоит перед нейрофизиологами выглядит следующим образом. В мозге человека около 70 миллиардов клеток, каждая клетка имеет около 10 тысяч контактов. Это сотни триллионов связей и огромное количество степеней свободы. И тем не менее мы знаем, что в считанные миллисекунды это гиперастрономическое количество степеней свободы редуцируется до конкретного четкого определенного сознательного состояния. Никакие из современных вычислительных машин или машин будущего, перебирающих разные базы данных не способны к такому. Он работает по-другому» (К.В. Анохин, 2019).

«Сознание – это то, что делает проблему разума и тела действительно трудноразрешимой» (Nagel, 1974). Где же в итоге обитает сознание? Как каждый из нас создает свой уникальный опыт? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо последовать совету выдающегося американского физика Ричарда Фейнмана. Мы должны посмотреть на всю структурную систему связей сил этого мира.

Список литературы

  1. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания//Журнал высшей нервной деятельности, 2021, том 71, №1, с. 39 – 71.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры/ Б.М. Величковский. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство: Юрайт, 2019.
  3. Чалмерс Дэвид Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. Пер. с англ. М.: УРСС Книжный дом «ЛИЮРОКОМ», 2013. – 512с.

Автор: Ткаченко Ольга Владимировна
Психолог, Магистр

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Наука
7 млн интересуются