Найти тему

О Ван Гоге. Часть 2

Большое влияние на художника оказало детство в религиозной семье. Ван Гог хотел пойти по стопам отца – протестантского пастора.

Он изучает Евангелие и отправляется миссионером в бедный шахтерский район Бельгии. Там художник ведет активную деятельность: общается с прихожанами, обучает детей, ухаживает за больными. Все деньги и даже свою одежду он раздает нуждающимся до такой степени, что сам становится похож на бродягу. Такой образ жизни не нравился церковному начальству, и очень скоро Ван Гог был отстранен от должности проповедника.

Для художника это стало серьезным потрясением. Он начинает активно заниматься живописью, много размышляет о природе и искусстве, трансформируя свои духовные искания в неповторимый художественный язык.

«Женщины, несущие уголь», 1882 г. Ранний Ван Гог — это мрачные тона и гнетущая атмосфера тяжелой крестьянской жизни.
«Женщины, несущие уголь», 1882 г. Ранний Ван Гог — это мрачные тона и гнетущая атмосфера тяжелой крестьянской жизни.

Живописец разочаровался в церкви, однако Бог и вечность все равно оставались важными темами его картин и писем.

Вот что он пишет своему брату Тео: «Я все больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд…Нам следовало бы посмотреть и другие произведения Творца, поскольку наш мир, совершенно очевидно, был сотворен им на скорую руку и в неудачную минуту, когда он сам не понимал, что делает, или просто потерял голову…Разумеется, такие ошибки совершают лишь мастера – и это, пожалуй, самое лучшее утешение, так как оно дает основание надеяться, что Творец еще сумеет взять реванш. Следовательно, нужно принимать нашу земную, столь сильно и столь заслуженно критикуемую жизнь такой, как она есть, и утешаться надеждой на то, что мы увидим нечто лучшее в ином мире».

«На пороге вечности», 1890 г. Картина также известна под названием «Старик, опустивший голову на руки».
«На пороге вечности», 1890 г. Картина также известна под названием «Старик, опустивший голову на руки».

Эти слова я вспоминаю, когда смотрю на картину «На пороге вечности», написанную Ван Гогом в 1890 году. На стуле возле камина сидит сгорбленный старик и закрывает лицо руками. Его трагическая фигура полна отчаяния и одиночества. Он прожил долгую и тяжелую жизнь, о чем говорят его стоптанные башмаки и натруженные руки. Возможно, именно сейчас он в чем-то раскаялся, оглянулся на прошедшие дни и задумался о предстоящей встрече с Богом. Здесь мы не видим буйства красок и резких контрастов. Цвета светлые и приглушенные. Несмотря на весь драматизм образа, такой колорит словно говорит нам о той самой надежде из письма художника. Надежде на то, что за чертой, нас все-таки ждет нечто прекрасное.