В программе «Здоровая среда» в пермском эфире радио SPUTNIK на волне 91,2 FM (16+) замминистра здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова рассказала о том, как работают цифровые сервисы в современном здравоохранении и объяснила, почему искусственный интеллект никогда не заменит хорошего врача.
Удобно врачам и пациентам
– Оксана Борисовна, в последние годы мы постоянно говорим о цифровизации. Как новые технологии повлияли на здравоохранение?
– На сегодняшний день сложно представить медицинского работника, ведущего прием или работающего в ординаторской, без компьютера. У многих пациентов встает вопрос, а что же они там делают в своих программах? Врачи работают в Единой информационной системе здравоохранения Пермского края, в которой хранятся электронные медицинские карты.
Для чего это нужно? Начиная с 2019 года мы активно строим так называемый единый цифровой контур, чья задача состоит в том, чтобы собрать в одном месте всю возможную информацию о пациенте, минимизируя при этом количество бумажных документов.
Как это выглядит на практике? Допустим, фельдшер из фельдшерско-акушерского пункта в селе Усть-Игум Красновишерского округа заполняет протокол осмотра больного в электронной медицинской карте. Далее этот пациент направляется в краевую клиническую больницу, при этом с собой ему дадут только направление, в котором будет указано время и место посещения врача. Но он не должен возить из города в город карту, результаты исследований, рентгеновские снимки. Вся нужная информация уже будет у краевого специалиста.
То есть на сегодняшний день внутри Пермского края медицинские документы в большинстве своем перемещаются в информационном поле, и мы стремимся к тому, чтобы полностью отказаться от бумажного документооборота.
– Этот обмен информацией происходит внутри системы здравоохранения, а как организовано взаимодействие с другими ведомствами?
– Лист нетрудоспособности, выписанный на приеме у врача посредством электронной системы, самостоятельно уходит в Социальный фонд России, а от него – к вашему работодателю. Можно прийти домой с приема, а информация об открытом листе нетрудоспособности уже будет ждать вас в разделе «Моё здоровье» в личном кабинете на сайте «Госуслуги» (16+).
В конечном счете цель всех этих современных технологий – удобство, возможность получать многие справки и документы буквально, не вставая с дивана.
Цифровизация дошла до того, что стало возможно зарегистрировать ребенка, не посещая ЗАГСа. Мама, находясь в роддоме, может направить заявку через «Госуслуги» на получение свидетельства о рождении в электронном виде.
Одна проблема – обижаются папы! Но я уверена, что вскоре и они оценят новый сервис и начнут им пользоваться.
Пациент на первом месте
– С точки зрения пациентов все это выглядит удобно: нет нужды беречь бумажную карту, стоять в очередях за справками. А как к нововведениям относятся медицинские работники?
– Для них это тоже очень полезно, потому что можно увидеть всю историю болезни, просмотреть снимки и анализы. Медицина и цифровизация идут рука об руку.
– Легко ли принимают эти перемены возрастные специалисты? Как вообще люди учатся работе в новой системе, кто им помогает?
– Безусловно, молодое поколение быстрее подхватывает технические новинки, для вчерашних выпускников учебных заведений работа в информационной среде не представляет никакой проблемы.
Для тех же, кто начинал работать давно, организовано специальное обучение, курсы по работе в Единой информационной системе. Нам очень помогает медуниверситет, у нас налажено взаимодействие с медицинскими колледжами – без содружества с учебными заведениями нам не обойтись.
– Но что если в этой информационной системе произойдет какой-либо сбой? Начался прием, а у врача компьютер не включается…
– Не должно быть отказов оказания медицинской помощи, потому что не работает система. Ведь самое главное – это осмотреть пациента и оказать ему медицинскую помощь. А данные всегда можно внести постфактум.
Вам звонит робот
– С электронными картами работают врачи, а с какими сервисами, кроме «Госуслуг», взаимодействуют пациенты?
– На территории Пермского края проводится дистанционный мониторинг состояния здоровья. Врач предупреждает пациента о том, что включает его в эту программу, что будет роботизированный обзвон. Робот Катя звонит и напоминает о необходимости приема препаратов, интересуется цифрами артериального давления. Данные заносятся в информационную и попадают к вашему доктору.
Также у нас есть приложение, которое называется «Пермское здоровье». Его создатели – жители города Перми. В этом приложении пользователь самостоятельно фиксирует результаты измерения давления, пульса, затем эта информация появляется у лечащего врача. Кроме того, приложение позволяет своевременно реагировать на любые изменения, дает подсказку о необходимости записаться на прием к специалисту в случае необходимости.
– Вершина современной цифровизации – это искусственный интеллект. Мы часто слышим о картинках и текстах, сгенерированных нейросетями, но применимо ли это в медицине?
– Главная задача искусственного интеллекта – помочь врачу принять решение. То есть по совокупности жалоб, результатов осмотра и исследований он подскажет, какие факторы риска есть у пациента, какой диагноз стоит поставить. Порой специалисту банально не хватает времени чтобы лично проанализировать всю историю болезни – вскоре за наших докторов это сможет сделать программа.
К сожалению, мы устаем от длительной, монотонной работы. Я надеюсь, в ближайшем времени мы будем избавлены от пресловутого человеческого фактора и сможем обрабатывать намного большие объемы информации, рентгенограмм, компьютерных томограмм.
– То есть не идет речь о том, чтобы сократить медицинский персонал?
– Ни в коем случае! Это как система весов – где-то станет полегче, появится время на что-то другое. Однако надо понимать, что любые формы искусственного интеллекта, те же упомянутые вами нейросети, учатся на данных, которые предоставляет человек. Так что соответствующие технологии в здравоохранении развиваются, но полностью заменить врача они не смогут никогда.
Нелли Кибишева