Если говорить об альтернативных сценариях Гражданской войны в США 1861-1865 годов, можно отметить точку поворота буквально в самом начале, 19 апреля 1861 года. В этот день вопрос так называемых пограничных штатов мог решиться отнюдь не в пользу Союза, и война могла пойти совсем по другому сценарию.
Проблема пограничных штатов
Что это за вопрос такой? И что это за штаты?
Конфедерацию составили 11 штатов из 34. Это хорошо известно. Штаты Юга были рабовладельческие, штаты Севера свободные. Но было в США 4 так называемых пограничных штата. Рабство в них тоже присутствовало, но не имело решающего значения или голоса.
Пограничные штаты: Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд. Делавэр в принципе без колебаний выступил за Союз. А вот три других штата… О да, ситуация в них колебалась.
Что они могли дать Югу? Можно сказать, всё! Три этих штата добавили бы белому населению Юга 45%! И 80% промышленного потенциала! Это коренным образом усилило бы Конфедерацию.
Интереснее всех было положение Мэриленда. Территория штата с трех сторон охватывала Вашингтон. С четвертой стороны столица США граничила с конфедеративной Вирджинией. Стоит Мэриленду заявить об отделении – и конец Вашингтону.
Что самое интересное, настроения в самом крупном городе Мэриленда Балтиморе были в пользу отделения. На выборах президента город голосовал против Линкольна в пользу Брекинриджа.
Формальной процедуре голосования по вопросу сецессии помешала только позиция губернатора, не созвавшего легислатуру. Она бы с высокой степенью вероятности проголосовала за отделение.
К чему может привести отсутствие железной дороги
Чаши весов замерли в неустойчивом равновесии. Любое перышко, любое рисовое зернышко могло склонить их в ту или другую сторону. И вот в апреле зерна потоком посыпались в чаши весов.
12 апреля 1861 года в форте Самтер, Северная Каролина раздались первые залпы войны. В ответ на эти события 17 апреля об отделении заявила соседняя с Мэрилендом Вирджиния. 19 апреля в Балтимор с севера прибыл 6-й Массачусетский полк. Точнее четыре роты полка.
Тут надо пояснить, что в Балтиморе действовал закон, запрещающий строительство или эксплуатацию в городе паровых железных дорог. Поезда с севера прибывали на станцию на северной окраине. Дальше лошади тянули вагоны через город. На южной окраине цеплялся новый паровоз, и путешествие продолжалось.
Так было в мирное время. Так было и в военное. Хотя еще не все осознали, что уже началась война, которая продлится четыре года.
Еще одно важное замечание: полк был из Массачусетса. А он считался самым-самым из антирабовладельческих штатов. То есть массачусетсов особенно ненавидели на Юге.
Солдаты шли пешим строем через город от северной станции к южной. Да, пожалуй, слово «строй» тут такое, условное. Это же были недавно набранные и еще не обученные добровольцы.
На пути следования полка собирается толпа. Она становится всё больше и агрессивнее. Командиры предварительно проинструктировали солдат не обращать внимания на оскорбления. Но разве удержишь вооруженного молодого человека, когда в него летят камни? А камни полетели.
В ответ раздались выстрелы из ружей. У балтиморцев тоже имелось кое-какое оружие. В общем, когда полк пробился к южной станции, погибли 4 солдата и 12 балтиморцев. Десятки солдат и горожан были ранены.
Подавление ростков мятежа
Инцидент 19 апреля был стихийной вспышкой. За ним последовала сознательная реакция. Странники сецессии, а к ним относились мэр и начальник полиции, захватили власть в города.
Прежде всего, разрушив мосты, они заблокировали пути в город. Также была оборвана телеграфная связь Севера и Вашингтона. Столица Союза, правительство и президент оказались в полной, в том числе информационной блокаде.
В 20-х числах апреля ситуация могла свалиться или туда, или сюда. Найдись, например, в Вирджинии решительные люди и достаточные контингенты, они могли бы подступиться к Вашингтону. Только войну всерьез еще никто не принимал. И на решительные действия не отваживался.
Однако уже 25 апреля в Вашингтон прорвался 7-й Нью-Йоркский полк. В последующие дни всё новые и новые войска северян шли через Мэриленд. Штат, не имея поддержки Юга, лишился возможности оказать реальное сопротивление.
Возможно, именно это обстоятельство заставило легислатуру Мэриленда принять решение о нейтралитете. Впрочем, наличие в штате нескольких тысяч федеральных солдат быстро превратило нейтралитет в пустую фразу.
13 мая в Балтиморе объявлено военное положение. А на проведенных 13 июня выборах в Конгресс одержали победу сторонники Союза. Мэриленд остался в составе США, а Юг лишился шанса.
Последствия
Рьяные федералы не оставили дела просто так. Аресту подверглись и начальник полиции, и несколько видных горожан-сторонников сецессии. Их обвинили в организации беспорядков 19 апреля.
И вдруг 21 июля 1861 года Север терпит поражение в Первом сражении на Булл-Ран. Мэрилендские сторонники сецессии вновь поднимают головы. Легислатура штата официально осудила войну.
Тогда в сентябре в Балтимор вновь ввели войска. Был арестован мэр, 31 сецессионист из легислатуры и еще некоторое количество граждан. В ноябре проведены новые выборы. Большинство в легислатуре получили сторонники Союза.
Арестованных малыми порциями отпускали весь 1862 год.
Отголоски
Может показаться, что это история давно минувших дней. Но прошлое крепко держит нас своими когтями. Даже если мы этого не замечаем – привыкли.
В ответ на события в Балтиморе учитель из Луизианы написал стихотворение «Мэриленд, мой Мэриленд». Среди прочих там есть строки «Отомстите за патриотическую кровь, запекшуюся на улицах Балтимора», Линкольн обзывается вандалом, а Союз поминается как «Северный мерзавец» (это еще мягкий вариант перевода).
Стихотворение переложили на музыку песни «O Tannenbaum» (или «Рождественская елка»). В 1939 году эта песня стала официальным гимном Мэриленда.
Отменить тот гимн пытались в течение 40 лет. И только совсем недавно в 2021 году Мэриленд наконец отказался от этой песни.
--------
Все материалы рубрики Гражданская война в США: