Если жить на пенсии в большом Сочи, то лучшего места, чем Хоста или соседняя Кудепста, трудно отыскать. Река, горы, море, инфраструктура – нет такого количества людей и машин, как в Сочи или Адлере. Весной горы покрываются цикламенами, встречается мимоза. Магнолии мои любимые и гортензия крупнолистная всевозможных расцветок в каждом палисаднике.
А с появлением такого вида транспорта, как «Ласточка», 16 минут, 96 рублей и самый центр всех активностей – шумный Сочи.
Но это, конечно, мое частное мнение.
В Хосте жила близкая подруга моей бабушки, Надежда Георгиевна с мужем Михаилом Федоровичем. Своих детей у них не было, приемный сын гостил не часто, поэтому нас они воспринимали, как родных.
В моем детстве в Хосте мы отдыхали часто. А бабушка и вовсе уезжала на всю зиму, привозя к моему дню рождения охапку цикламенов. Зимой хостинцы присылали нам посылки с абхазскими мандаринами, айвой и вареньем из мушмулы.
Но прелести Хосты я оценила позднее, в детстве не очень понимала, зачем меня таскают на эти камни во влажную жару. Крым, определенно, нравился мне больше.
Хотя были у меня и местные подружки. Наши бабушки по вечерам ходили на берег Хосты дышать вечерним воздухом или в соседний двор, где два раза в неделю на здании котельной разворачивали экран и показывали фильмы. А мы, тем временем, делали из магнолиевых шишек куколок, разучивали скороговорки и ловили в темноте светлячков, которых было великое множество. С наступлением темноты, а ночи в Сочи, действительно, темные, на город спускалась с гор прохлада и запахи цветущих магнолий. Ах, эти бархатные хостинские ночи.
Или было еще развлечение – ходили посидеть рядом с гостиницей «Хоста», в которой останавливались немцы. Взрослым почему-то нравилось их обсуждать.
Или на пирс, где вечерами были танцы.
Моя мама тоже с юности бывала в Хосте, бегала с девчонками на танцы в военный санаторий, а Надежда Георгиевна строго за ними следила и даже встречала, чтобы ночью не случилось чего, ночи-то темные.
Они с мужем были педагогами, работали в местной школе, поэтому к пенсионному возрасту в округе работали сплошь их ученики. Когда отмечали их золотую свадьбу, это событие приехало снимать местное телевидение, в газете осветили мероприятие, а на банкете, который тоже оплатили ученики, собралось несколько сотен гостей.
После их смерти мы в Хосте уже не отдыхали, перебрались в Сочи, в спортивную гостиницу. Но каждый раз, бывая в Сочи, обязательно ездили в Хосту. Погулять, подышать, сходить в Тисо-самшитовую рощу, главную природную достопримечательность Хосты.
В этом году переплюнули все свои предыдущие маршруты по Тисо-самшитовой роще. Перед входом оползень разрушил дорогу, на машине близко теперь не подъедешь. Но нас это не касается, мы пешие туристы.
Был вторник, вход для пенсионеров – бесплатный. Взрослый билет стоит 300 рублей.
Отправились до каньона Чёртовы ворота. 3 километра в одну сторону, но какие километры. Козьи тропы, правда, нынче огороженные. Раньше по этому маршруту ходить не разрешалось, только если нелегально. Далеко внизу шумит река Хоста, вокруг буки и тисы, из-под ног выскакивают ящерки, громко поют птицы, на горизонте виднеются заснеженные вершины. О чем еще мечтать…
Забралась я и к месту, где сохранились стены византийской крепости Хоста.
Чёртовы ворота тоже не подкачали, здесь место слияния Малой и Большой Хосты.
Это поселок Рассвет, место мне понравилось. Даже позавидовала тем, кто там отдыхал на базе отдыха, она так и называется «У Чёртовых ворот». В беседках жарили шашлычок, купались в горной реке и ловили форель, которую можно было рассмотреть в воде невооруженным глазом.
Правда, на обратную дорогу мы все же выбрали такси за 500 рублей. Дошли бы, конечно, и пешком, но это был не последний день нашего путешествия, нужно было сохранить силы и здоровье для будущих подвигов.
Прошлись по местам моей молодости. В принципе, таких сильных изменений, как в других городах не произошло. Хоста осталась такой же, как и в моих воспоминаниях.
Дома подремонтировали, но и убрали виноград с балконов, который можно было собирать прямо из окна. В конце улицы взялись за реконструкцию старого санатория «Волна», 1949 года постройки. Где-то что-то сломали и построили новое.
Подвесные мостики через Хосту на своем обычном месте, мама рассказывает, что однажды река вышла из берегов. Сегодня это трудно представить…
И столовая наша «Платан», пусть и видоизмененная, но осталась на прежнем месте.
Удалось даже немного полежать перед электричкой на пляже санатория «Кавказ», он (пляж) единственный функционировал в это время года.
День получился замечательным – настоящий отдых «по волнам моей памяти».
Спасибо, Хоста, за добрые воспоминания и за то, что, в очередной раз, не разочаровала!
А Вам, дорогие читатели, спасибо за внимание!