Найти тему
Сова, Нева и саквояж

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге - первый в России

30 октября 1837 года от первого вокзала в Петербурге отправился в небольшое путешествие паровоз, издавая свист и выдыхая клубы дыма. Одним из пассажиров был Николай I, а машинистом - австрийский инженер профессор Франц Антон фон Герстнер. Много петербуржцев собрались посмотреть на это чудо. Первые три дня их баловали бесплатным катанием.

Это, конечно, не тот паровоз, но его иногда можно встретить на железной дороге.
Это, конечно, не тот паровоз, но его иногда можно встретить на железной дороге.

Глядя на Витебский вокзал, легко представить себе атмосферу 19 века, когда нарядные дамы и господа отправлялись в путешествие, взяв с собой саквояж, картонку и маленькую собачонку… Эту атмосферу можно почувствовать и в наши дни – у дебаркадеров проходят бесконечные фотосессии, стилизованные под старину.

-2

Это первый железнодорожный вокзал, построенный в Санкт-Петербурге и всей Российской империи.

Станция, расположенная на пересечении Загородного проспекта и ныне исчезнувшего Введенского канала, была открыта 30 октября 1837 года, когда первый русский паровоз «Проворный» отправился с платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе. Машинистом паровоза был сам профессор Франц Антон фон Герстнер, под руководством которого и начали строить Царскосельскую железную дорогу, а одним из пассажиров был Николай I. Как ни странно, скорости с тех времен ничуть не изменились: паровоз проехал 21 км до Пушкина за 35 минут.

макет паровоза в здании бывшего Варшавского вокзала, сейчас там фуд молл
макет паровоза в здании бывшего Варшавского вокзала, сейчас там фуд молл

Сам паровоз не дожил до наших дней, а его макет в Петербурге можно увидеть в здании бывшего Варшавского вокзала на первом этаже и в городе Пушкин на Малой Октябрьской железной дороге.

Первое здание Петербургского вокзала (как его тогда называли) было построено из дерева в 1837 году по проекту Константина Тона. Поскольку со временем он оказался слишком маленьким, то вместо него, в период с 1849 по 1852 год под руководством Тона было построено гораздо более крупное сооружение. В 1870-х годах вокзал еще расширили.

В течение XIX века станция становилась все более ветхой и загроможденной, пока не было принято решение снести ее и начать заново. Строительство началось в 1902 году и продолжалось два года, до 1904, приобретя вид, который мы видим сейчас.

Станислав Бржозовский добавил новому двухэтажному вокзалу богато украшенный фасад в стиле модерн с декоративными рельефами, цветочными деталями , огромными полукруглыми окнами и двумя характерными чертами вокзалов XIX века: псевдоренессансным куполом и квадратной башней с часами. Царскосельский вокзал был полностью электрифицирован.

вокзал в ночной подсветке. Кто-то видит в нем форму паровоза, где часовая башня как труба, а купол - кабина машиниста.
вокзал в ночной подсветке. Кто-то видит в нем форму паровоза, где часовая башня как труба, а купол - кабина машиниста.

Для царской семьи был построен отдельный павильон, тоже в стиле модерн, на ныне засыпанном Введенском канале. К нему вела специальная ветка.

он слева, загорожен электричкой.
он слева, загорожен электричкой.

Однако именно роскошный интерьер в стиле модерн работы Симы Минаша сделал здание самым богато украшенным из петербургских вокзалов. Минаш отвечал за широкие лестницы, фойе с витражами и просторные залы с серией расписных панно, рассказывающих об истории первой железной дороги в России.

зал ожидания для пассажиров 3 класса. Сейчас здесь кассы и... зал ожидания.
зал ожидания для пассажиров 3 класса. Сейчас здесь кассы и... зал ожидания.

Парадная лестница и вестибюль для пассажиров 1 и 2 класса бережно отреставрированы и выглядят сейчас совсем как изначально. Ее украшает мраморный бюст Николая 1 как родоначальника эры железных дорог в России.

-7

В верхней части находится панно с изображением Петропавловской крепости. Кроме того, панно как будто стоит на двух колесах, что, вероятно, символизирует вагон. А под "колесами" изображен бог Меркурий - покровитель торговли и путешествий.

панно с Петропавловской крепостью
панно с Петропавловской крепостью

На панно на противоположной стене изображен порт Одессы, до нее железнодорожное сообщение с Петербургом дошло в 1916 году.

панно с изображением Одессы
панно с изображением Одессы

В интерьере Парадного зала много характерных элементов модерна – плавные линии, растительный орнамент.

-10

Поднимаемся по роскошной лестнице с левой стороны на второй этаж и попадаем в Световой зал. Свет льется прямо через стеклянный потолок.

в конце зала памятник Францу фон Герстнеру
в конце зала памятник Францу фон Герстнеру

На вокзале использовано много кованых изделий. Из Светового зала на первый этаж ведут ажурные винтовые лестницы. А освещает первый этаж все тот же свет с потолка Светового зала.

-12

Из Светового зала можно пройти и посмотреть на зал ожидания пассажиров 1 и 2 класса. Он украшен картинами, показывающими историю железной дороги, бронзовыми люстрами, оснащенными подъемными механизмами для удобства чистки (производитель фирма "Сименс - Гальске", которая сейчас просто Сименс).

зал ожидания
зал ожидания

В зале стоят длинные дубовые скамьи.

-14

А чтобы пассажиры не скучали, при проходе через изящную арку, находился ресторан.

барная стойка оригинальная, 1904 года. По легенде, сделана в Париже, в том же месте, где делали для парижского ресторана Максим.
барная стойка оригинальная, 1904 года. По легенде, сделана в Париже, в том же месте, где делали для парижского ресторана Максим.

С экскурсией можно войти в помещения станции, которые раньше использовались как великокняжеские покои. Первым делом - вход в предбанник, где расположены туалеты. (дверь в женский туалет явно выше, чем дверь в мужской. Это было сделано с учетом того, что женщины в то время носили шляпы и высокие прически). Сейчас вместо важных гостей здесь находятся начальник вокзала и его заместитель.

источник фото: fotomanya.livejournal.com
источник фото: fotomanya.livejournal.com

А мы выходим из покоев и через Световой зал идем на платформу. Где видим изящные металлические конструкции - трехсводчатые дебаркадеры. Аж дух захватывает от такой красоты!

-17

Вот здесь все фотографируются:

-18

Конструкции украшены металлическими цветами.

-19

Если пройти по открытой платформе подальше, увидите пост постройки 1904 года.

-20

Витебский вокзал часто снимается в кино: здесь снимали сцены для серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, эпизоды "Вокзала для двоих", "Брата" и многие другие.

Заходите на Витебский! Здесь почти всегда малолюдно и красиво!