Выглядело это довольно, как бы помягче сказать - некрасиво. И руку к сему приложил сам первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль - бывалый кавалерист. Кавалеристы же не приучены сидеть в обороне, их дело - лихие рейды, догнать врага и порубить в капусту.
Тогда в Адмиралтействе считали, что незачем гоняться за вражескими подлодками по океанским просторам - они всё равно будут стараться сами подобраться к конвоям - вот тут их и должны будут встречать противолодочные корабли и отправлять кормить рыб. Черчилль же поддержал другую идею, что лодкам надо не давать покоя повсюду, а для этого как нельзя лучше подойдут авианосцы. Их палубная авиация будет обнаруживать подлодки на обширных акваториях и если не топить сразу, то загонять под воду и наводить на них корабли из авианосной группы.
Так оно вроде бы и неплохо, но с убытием этих кораблей на охоту сам авианосец становился весьма беззащитным, что немцы очень скоро и доказали в случае с "Корейджесом".
В своё время он был переделан из линейного крейсера. Был таким
А стал таким
Война началась 1 сентября 1939 года нападением немцев на Польшу, но ещё в конце августа немецкие подлодки заняли позиции в Атлантике и сражаться они здесь явно собирались не с могучим польским флотом. Британия вступила в войну 3 сентября и уже в тот же день состоялось скандальное потопление лайнера "Атения", 5-го и 6-го отправился на дно ещё ряд британских судов.
Терпеть это было невозможно и с 4 по 14 сентября вышли в море три авианосные группы охотников за подлодками, в том числе и "Корейджес".
Меж тем, ещё с 29 августа в Атлантике находилась U-53 под командованием капитан-лейтенанта Эрнста-Гюнтера Хайнике
15 сентября она предупредительными выстрелами заставила остановиться танкер "Шайенн" почти на 9000 тонн, а после того, как команда покинула его (благородные были ещё времена), Хайнике всадил в него торпеду и чтобы не терять времени, ожидая когда он потонет, приблизился к шлюпкам, допросил англичан и приказав им никуда не отлучаться, попробовал остановить случившийся поблизости "Ротсей Кастл", но не для того, чтобы тоже потопить, а чтобы он подобрал команду "Шайенна".
Когда на сигналы теплоход не остановился, тоже пальнули по его курсу пару раз из пушки, но те не стали искушать судьбу и умчались в океанские просторы. Немцы вернулись к танкеру и заверили болтавшихся в шлюпках, что отбуксируют их поближе к берегу, а пока добьют упорно не желавший тонуть танкер из пушки. Но после трёх выстрелов прибыл британский эсминец HMS Mackay и загнал лодку под воду, заполировав всё глубинными бомбами, но безрезультатно.
17 сентября около 16 часов Хайнике торпедировал британский пароход "Кафиристан"
примерно в 350 милях от побережья Ирландии. На этот раз, наученный предыдущими событиями, он с гуманизмом баловать не стал. И правильно сделал, ибо "Кафиристан" (Страна неверных) успел поднять шум в эфире и с "Кореджейса" к месту событий направилась группа из четырёх "Суордфишей" и два эсминца, HMS Inglefield (D 02) и HMS Intrepid (D 10).
Это произошло в 17:00 и вскоре U-53 была застукана на поверхности и обстреляна самолётом. В момент срочного погружения на палубе остались несколько человек из артиллерийского расчёта, возможно кто-то из этих:
Ну, что поделаешь... Спасать их было некому.
А между тем, за самим "Корейджесом", оставшимся лишь с двумя сопровождающими, с 18:00 началась охота U-29 под командованием Отто Шухарта. Его парадный снимок:
К тому моменту, во время этого своего первого патруля, с 8-го сентября он уже отправил на дно два транспорта и буксир. Но сблизиться с быстроходным авианосцем никак не удавалось. Тем не менее, не жалея заряда батарей, Шухарт продолжал маневрирование, практически не опуская перископ, бояться особо было некого.
И тут пришла пора возвращаться самолётам. Авианосец развернулся против ветра и стал сближаться с лодкой. В 19:50 U-29 выпустила три электрические торпеды. Две из них попали в цель. Шухарт в бортовом журнале отметил, что после второго попадания начались сильнейшие детонации внутри корпуса авианосца. Через 10 минут он уже находился в таком положении:
На борту полностью отсутствовало освещение, проходы в водонепроницаемых переборках не были закрыты. Позже Адмиралтейство отметило низкую подготовку личного состава к борьбе за живучесть.
Командир кэптэн Макейг-Джонс понял, что это конец и отдал команду - те, кто хотят, могут покинуть корабль. Ещё через 7 минут корабль скрылся под водой, унося с собой командира и большое количество оставшихся на борту. Впрочем, немало выпрыгнувших в воду были увлечены в воронку вслед за тонущим авианосцем. Были спасены только 741 человек, 518 офицеров и матросов погибли.
На месте гибели толклись до семи военных кораблей и три гражданских парохода. Их счастье, что ещё не пришла пора "волчьих стай", а самой U-29 пришлось с большим трудом уносить ноги, постоянно меняя курс и глубину погружения. Преследование и бомбёжка продолжались несколько часов, но лодка сумела улизнуть.
18 сентября все авианосцы были отозваны из состава противолодочных патрулей.
26 сентября U-29 вернулась в Вильхельмсхафен. В тот же день весь экипаж был награжден Железными крестами 2-го класса, а Шухарт сразу и 2-го и 1-го класса. На снимке он докладывает о результатах похода адмиралам Редеру и Дёницу:
Позже Шухарт ещё стал кавалером Рыцарского креста.
И Шухарт, и Хайнике пережили войну. Скорее всего потому, что уже к началу 1941 года покинули подводные лодки.
*****
Ещё на тему изменчивости военной судьбы:
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: