Это было то славное для немецких подводников время, когда США ещё не вступили в войну и противостоял Кригсмарине только военно-морской флот Британии. Но он был не резиновый и растянуть его на все театры боевых действий было невозможно. А потому конвой SC 26, отправившийся 24 марта из канадского Галифакса в Ливерпуль и состоявший из 22 судов охранял только один военный корабль, если его так можно назвать - вспомогательный крейсер HMS Worcestershire, переоборудованный из пассажирского теплохода:
Постройки 1931 года, он был одним из 49 своих гражданских собратьев, примеривших на себя военную форму в 1939-40 годах:
Он же:
Стремясь повысить их живучесть, эти суда набивали пустыми бочками, но к 1944 году 16 из них погибло. Worcestershire имел водоизмещение 11 400 тонн, скорость 15 узлов, был вооружён 6-ю орудиями 152 мм, 3 - 76 мм и 2 40 мм "Пом-пома". Предназначался для борьбы с надводными рейдерами, такими же переделанными из гражданских судов вояками.
Командовал конвоем вице-адмирал сэр Джордж Томас Карлайл Паркер Сваби. На тот момент ему было 60 лет. В сентябре 1939 года его вновь призвали с пенсии, на которую он вышел ещё 10 лет назад. И кстати, находился он не на крейсере Worcestershire, а на одном из судов конвоя под названием Magician (Волшебник). Может, благодаря этому волшебству судно осталось в числе переживших разгром конвоя.
Надо сказать, что британцы своё дело знали неплохо, а немецкий подводный флот ещё не был столь многочислен, поэтому, чтобы сократить число потерь, Дениц направлял свои лодки западнее тех мест, где к охране конвоев подключались боевые корабли. На тот раз 9 лодок расположились завесой вдоль 30-го градуса западной долготы.
Это были U-46 , U-69 , U-73 , U-74 , U-97 , U-98 и U-101 . Две другие лодки, U-94 и U-76 шли с востока, чтобы присоединиться к ним. Первая атака на конвой была произведена в ночь со 2 на 3 апреля около полуночи. К утру 5 судов были уже потоплены. Сваби ничего не мог противопоставить этим атакам и дал команду рассредоточиться и продолжать движение поодиночке. В это время с востока на спасение конвоя мчались полным ходом британские эсминцы и другие противолодочные корабли.
Однако избиение продолжалось. Получил свою торпеду и Worcestershire, но остался на плаву. В тот день к месту событий добрались эсминцы Wolverine и Veteran . Они стали собирать суда, находившиеся поблизости снова в конвой. Два других эсминца, Havelock и Hesperus , занялись поиском и спасением людей с затонувших судов. Эсминец Hurricane начал эскортирование сохранившего ход Worcestershire в направлении Ливерпуля.
Меж тем, немцы не унимались. В течение дня были потоплены ещё несколько судов, двигавшихся поодиночке. Одним из них была финская Daphne , вёзшая уголь в Норвегию и в состав конвоя не входившая.
Но кто бы там стал разбираться? 26-летний командир U - 76 обер-лейтенант Фридрих фон Хиппель провёл удачную атаку и финны отправились на дно. Это был всего лишь второй боевой поход молодого командира и до этого побед он не имел:
В ночь с 4 на 5 апреля U-76 обнаружила всё ещё шедший в одиночку британский пароход Athenic из состава SC 26 :
Он вёз 8400 тонн пшеницы, а на борту находились 48 человек, из них 11 членов команды шведской Liguria, отставшей от конвоя ОВ-302 и 29 марта потопленной лодкой U-46. Судно затонуло за 6 минут, из 26 членов команды выжило 10. Во второй половине дня 3 апреля Athenic наткнулся на выживших и поднял восемь человек с плота и еще троих с небольшой лодки. Еда закончилась, и все были обморожены ниже колен. Позднее один из них умер.
И вот снова взрывы торпед. Но Athenic оказался счастливее. Всем 48 -ми удалось покинуть тонущее судно на шлюпках, несмотря на сильное волнение. Немцы засекли SOS, переданный англичанином и немедленно покинули район, опасаясь прибытия военных кораблей, но это им не помогло.
Ночью «U-76» перезарядила торпедные аппараты, а в 04:30 в субботу, 5 апреля 1941 г., она снова всплыла, чтобы зарядить батареи и пополнить запас воздуха, но при обнаружении эсминца была вынуждена почти сразу погрузиться под воду.
В 07:05 «U-76» снова всплыла, но ей пришлось немедленно нырнуть , так как в поле зрения опять был замечен эсминец. Это был Wolverine (Росомаха).
Он подходил всё ближе, коку на U-76 даже запретили молоть кофе, чтобы не выдать себя, но это не помогло. Англичане установили контакт с лодкой и первая же глубинная бомба вывела из строя глубиномер и несколько других приборов. В 07:45 к охоте присоединился корвет Arbutus,
а в 08:10 шлюп Scarborough:
Последний атаковал лодку восемью глубинными бомбами, взрыватели которых были установлены на разную глубину. Одна бомба, взорвавшаяся у левого борта, нанесла больше всего повреждений. Серьезные протечки начались в кормовой части из-за разрыва сварного шва, все приборы были разрушены, а освещение погасло. Подводная лодка начала погружаться кормой. На остатках сжатого воздуха она всплыла. Когда немцы стали выбираться на палубу, англичане открыли предупредительный пулемётный огонь, думая, что те попытаются использовать артиллерийское орудие.
Однако подводники благоразумно начали бросаться за борт и стараться доплыть до кораблей. Вот как вспоминает те события квартирмейстер 2-го класса Карл Беккер :
Скоро станет светло, и нам очень повезет, если мы сбежим. Если бы наши батареи были полностью заряжены, это было бы возможно. За кормой все время доносился звук поискового аппарата эсминца - «цст», а затем он оказался над нами и сбросил три глубинных бомбы... минут через 40 мы услышали шум винтов двух эсминцев и снова этот «цст, цст», который прошел сквозь нас. И стало совершенно определенно, что они нас найдут.
Потом начали происходить страшные вещи. Три глубинные бомбы сброшены на нас. Лодка затряслась всем телом. Через десять минут начался град глубинных бомб. В лодке все разбилось вдребезги, глубиномер сдвинулся с места. Лодка приняла вертикальное положение, и все было кончено. Я получил свой спасательный аппарат и пополз по трапу к люку боевой рубки. С огромным трудом, используя весь оставшийся воздух, удалось вывести лодку на поверхность.
Я направился к патрульному судну, которое попыталось выловить меня из воды, но из-за сильного волнения моря это не удалось, как и вторая попытка.
Тем временем я полчаса плавал в ледяной воде и заметил, что наша лодка все еще на плаву. Так что я повернулся и после долгих усилий снова смог подняться на борт. И опять попал под пулемётный обстрел. Командир патрульного корабля позже сказал мне, что сначала они подумали, что я собираюсь открыть огонь из нашего орудия. Потом внезапно меня выбросило за борт. Затем патрульное судно снова подошло к борту, так близко, что я мог перепрыгнуть.
Меня сразу же спустили в машинное отделение, где было приятно тепло. Кто-то помог мне снять мокрую одежду и потер полотенцем. Я почти окоченел от холода. Потом кто-то принес мне толстое пальто, и один из офицеров отвел меня в свою каюту, дал мне хорошенько попить рома и одеяло.
Я кормлюсь с офицерами и сплю на диване в столовой. Еда отличная. Мне дали сигареты и перевязали рану на руке. После полуденной трапезы я проспал два часа, затем мне дали кофе и пирожное. Вечером снова было что-то теплое. После этого мне стало так плохо, что меня тошнило - причиной этого была вся соленая вода, которую я проглотил.
Потом я просидел с офицерами до 10 часов вечера. Трое из них с торгового флота… Рано утром у нас ветчина с яйцами, а до этого каша с молоком. После завтрака мне подарили бритву Gillette, чтобы я мог выглядеть респектабельно. Я могу передвигаться довольно свободно, за исключением того, что меня не пускают на мостик.
Я надеялся уйти в отпуск через четыре-пять недель, но теперь все изменилось. Возможно, это все к лучшему, и кто знает, удалось бы мне спастись в следующий раз.
Ну вот так оно было. Действительно, просидели несколько лет в лагере для военнопленных, зато остались живы. Что интересно, 1 декабря 1941 года фон Хиппелю было присвоено очередное звание капитан-лейтенанта. Т.е. плен пленом, а служба идёт? Умер он в 1984 году в немецком приморском городе Киль. Вице-адмирал Сваби был повторно отправлен на пенсию в 1945 году, дожил до 1952-го. Похоже, разгром этого конвоя был делом обычным и на его судьбе не отразился.
А ведь из 22 судов было потоплено 10, погибло около 100 моряков. Что касается героев описываемых событий, то Wolverine и Scarborough уцелели до конца войны в отличие от Arbutus, который 5 февраля 1942 года был торпедирован U-136. Корвет раскололся пополам и затонул, унеся с собой 43 человека, в том числе и командира. Правда, лодка ненадолго пережила его - в июле она была потоплена глубинными бомбами британских кораблей.
Фотографий британских моряков тех размеров, которые требует Дзен, я не нашёл за исключением командира Scarborough лейтенанта Адриана Пол Норти, правда сделан он позже, зато в компании с фельдмаршалом Монтгомери:
Ещё о пленных немецких подводниках:
Немецкие подводные лодки тоже сдавались в плен
Как пленные немецкие подводники пытались убежать из Канады. На подводной лодке, конечно
.......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь