Найти в Дзене
Издательство Libra Press

В одну из поездок моих в Петербург я посетил Строгановскую галерею

Оглавление

Из воспоминаний Александра Николаевича Андреева

В 1846 году, по просьбе Елены Ивановны Дюр, будучи еще только что выпущенным офицериком инженерных классов института путей сообщения, я перевел для её бенефиса имевшую тогда большой успех на Михайловской сцене двухактную комедию "Le mari qui se dérange", которая и шла в первый раз на Александринский сцене (17 октября 1846 г.) под названием "Маскарад в оперном театр или Проказы Женатого".

Всё тогда интересовало, конечно, 18-тилетняго мальчика, только что надевшего серебряные эполеты, и не удивительно, что я не пропускал ни одной репетиции "моей пьесы"; а в минуту спектакля был ни жив ни мертв, как будто это было в самом деле мое сочинение, а не перевод, за который я не мог отвечать ни по форме, ни по содержанию.

Задолго до поднятия занавеса стоял уже я за кулисами, любезно ободряемый актерами и актрисами, с которыми успел познакомиться, а с некоторыми даже сойтись. Их забавлял молодой офицерик тем более, что из всех театральных писателей того времени в военной форме был только артиллерийский офицер Ефимович (автор пьес: "Владимир Заревский", "Дуглас Черный " и пр.) и я.

Я был застенчив, однако на язык боек, и всякий артист, даже такой премьер как Василий Андреевич Каратыгин, находил случай, чтобы сказать мне доброе слово и поощрить на писание; потому что, по тогдашним порядкам, еженедельные бенефисы требовали громадного числа новых пьес, в особенности водевилей, которые в то время весьма были любимы публикой, а потому преимущественно и давались.

Едва только стали поднимать занавес, как совершенно неожиданно в боковую царскую ложу взошел император Николай Павлович с великим князем Михаилом Павловичем и двумя какими-то генералами.

Император Николай 1-й был тонкий любитель и ценитель искусства. Он не пропускал почти ни одного бенефиса; сам расспрашивал и поощрял всех артистов в исполнении ролей. Особенно благоволил он к семейству Самойловых и более всего к младшей представительнице этого дома, артистке Вере Васильевне Самойловой. А потому, хотя к посещению театра Государем уже привыкли, но нельзя не сознаться, что всякий приезд его производил некоторый переполох и сенсацию.

Весь спектакль состоял из трех водевилей и двухактной (моей) комедии, которая шла первою. Она имела успех и давалась впоследствии многократно; да и не мудрено, потому что в ней участвовали все лучшие силы труппы: Самойлова, Сосницкий, Мартынов, Максимов и проч.

Но окончании второго акта, Государь по обыкновению пошел на сцену. Сорок два года прошло после этого, и я до сих пор не могу понять и объяснить для себя, почему и как я остался на сцене и не спрятался от "магнетических взоров" Государя, которого конечно я, как и все, страшился и трепетал.

Орлиный взор Николая Павловича сразу заметил субъекта и, указывая на меня, он сказал, сопровождавшим его директору театра (А. М. Гедеонову) и режиссеру (Н. И. Куликову):

- Форма очень сходна с действительной; нужно переменить... Она совсем настоящая.

- Да она и есть настоящая, - осмелился доложить Государю директор. Это офицер Андреев, переводчик только что виденной Вашим Величеством пьесы.

"Благодарю", - сказал Государь и подошел к переодевшейся уже В. В. Самойловой.

Portrait of Russian actress Vera Samoylova (худож. Е. А. Плюшар)
Portrait of Russian actress Vera Samoylova (худож. Е. А. Плюшар)

Не знаю, как я выкатился из театра; а на другой день, по обычаю того времени, я должен был передать по начальству: от инспектора классов (Коковцева), директора (Энгельгардта) до министра включительно (графа П. А. Клейнмихеля) всю процедуру моего свидания с Государем.

Граф Сергей Григорьевич Строганов и профессор Густав Фридрих Вааген

Строгановская картинная галерея в С.-Петербурге (у Полицейского моста) есть не только лучшее частное собрание в России, но бесспорно одно из лучших в целой Европе, составленное в блестящий век Екатерины Великой знаменитым ревнителем наук и искусств графом Александром Сергеевичем Строгановым, при самых счастливых условиях, для чего не всегда нужны только деньги, но и тонкий вкус, а главнее всего случай, в особенности при революциях и истощительных войнах, разоряющих богачей и заставляющих переходить художественные сокровища из одних рук в другие.

При таких именно благоприятных условиях создалась эта "единственная в своем роде" галерея, впоследствии значительно приумноженная наследниками, а в особенности тонким знатоком изящных искусств, графом Сергеем Григорьевичем Строгановым.

Перлом этой коллекции всегда считалась и считается знаменитая "Венера, выходящая из воды", справедливо приписываемая кисти божественного Рафаэля и гравированная еще при жизни художника под этим именем, знаменитым тогда гравером Марком Антонием Раймонди.

В одну из поездок моих в Петербург я посетил Строгановскую галерею и был так счастлив, что застал самого хозяина, который очень приветливо вызвался быть моим чичероне. Нечего, конечно и говорить, что, при входе в галерею, первым делом моим было пойти к знаменитой Венере, издавна еще прозванной по необыкновенно лучезарно-голубоватому колориту "серебряною".

Но каково же было мое изумление, когда, разглядывая эту картину, я уже не нашел на ней прежней дощечки с надписью имени Рафаэля; а место этой дощечки оказалось пустым.

Граф скоро заметил мое смущение и на расспросы о причине такой перемены, отвечал мне, что на днях был в его галерее профессор Вааген, знаменитый знаток в искусстве и, по внимательном рассмотрении картины, пришел к убеждению, что это вовсе не работа Рафаэля, а одного из его последователей, второстепенного итальянского живописца Больтраффио.

Не желая после этого вводить публику в соблазн и вполне полагаясь на авторитете Ваагена, граф принужден был снять дощечку с именем Рафаэля, но не решился еще окрестить свою "Серебряную Венеру" именем другого указанного ему мастера.

- Но как же вы так легко поверили приговору Ваагена? - сказал я с энтузиазмом истинного любителя.

- Вся Европа ему верит, - отвечал граф, - посмотрите, сколько он сорвал ярлыков у нас в Эрмитаже.

- Пускай все верят, а я никогда не поверю, - отвечал я, громко возвышая голос.

Тогда граф медленно приподнялся с кресла, на котором сидел и, взяв меня за пуговицу виц-мундира, произнес с видимым ударением: - Вы сказали такое слово, на которое, конечно, имеете доказательства, и я нас прошу познакомить меня с ними.

- Очень хорошо, отвечал я. - Доказательства мои состоят в следующем: Вааген, как вам известно, директор Берлинского королевского музея; он составитель учёного его каталога. Музей, конечно не виноват, что, будучи самым младшим (по годам его основания) в Европе, мог приобретать только то, что осталось от всех других знаменитых галерей и музеев Европы, и потому, как известно, занимает между ними едва ли не последнее место.

По каталогу же, составленному г. Ваагеном, он едва ли сделался не первым в Европе. В нем, по этому каталогу, находится 7 Рафаэлей, 14 Рубенсов, Тицианов, Веласкесов и т. д.

- Позвольте, - перебил меня граф, выпуская, между прочим, из рук мою пуговицу, - на этот счет и у меня возникло сомнение, и я намекнул Ваагену по этому поводу; но он мне категорически отвечал, что, "будучи немцем, из патриотизма он, как хранитель музея, не мог поступить иначе, как назвав картины тем именем, под которым они были приобретаемы королем и его предшественниками; но что он составляет и составил уже каталоге с настоящим обозначением всех предметов музея, который, по его завещанию, должен быть напечатан после его смерти".

Л. Кнаус. Портрет Г. Ф. Ваагена, 1855 (старая Национальная галерея, Берлин)
Л. Кнаус. Портрет Г. Ф. Ваагена, 1855 (старая Национальная галерея, Берлин)

- Кто же из нас после этого прав, ваше сиятельство? - возразила я графу Строганову. В одном месте Вааген позволяет себе лгать "из патриотизма", в другом "из-за сытного обеда", далее солжет "из тщеславия, чтоб показать свои знания", из "дружбы", и т. д. Да разве это чистое отношение в деле искусства?

Иной, опираясь, как вы говорите, на авторитет Ваагена, с его каталогом в руке, примется изучать мастеров в Берлинском музее и до каких "геркулесовых столбов бессмыслицы" должен поневоле дойти в своих заключениях? Нет, ваше сиятельство, Вааген, может быть, знает немецкую и старо-немецкую школу, изучению которых он посвятил много лет; но чтобы признать его всемирным знатоком и ценителем, я с этим никогда согласен не буду.

Граф Сергей Григорьевич после этих слов несколько задумался и, прощаясь со мною, пригласил на завтра к обеду, но ни о Ваагене, ни о Венере рассуждений у меня с ним более уже не было.

Другие публикации:

  1. "Итальянская опера в Петербурге в 1840-х годах" (Из воспоминаний Александра Николаевича Яхонтова)
  2. "Меня удивляло, что Мейербер и Россини не могут между собою ужиться" (Из воспоминаний графа Владимира Александровича Соллогуба)
  3. "Вообразите, Рожалин не хотел идти к Гёте, как переводчик Вертера" (из переписки Степана Петровича Шевырева)
  4. "Я прочел ваш отчет о библиотеке, и заметил варианты вашего изобретения в системе классификации" (Из писем графа Дмитрия Петровича Бутурлина к Алексею Николаевичу Оленину)
  5. "Видение в какой-то ограде", как повод к основанию Арзамасского литературного общества (1815)