Экзистенциализм — одно из самых загадочных философских течений, главным образом из-за большого количества подходов к пониманию смысла каждого человека. Экзистенциализм всегда выступал против застывших догм, характерных религиозному мировоззрению. Экзистенциалисты ищут человеческий, а не божественный взгляд на человеческое существование.
Особенность божественной перспективы заключается в том, что она не принимает во внимание фундаментальный аспект человеческого бытия — нашу смертность. Многие религии прошлого и настоящего отрицали временную природу жизни и вместо этого верили в ту или иную форму бессмертия.
Некоторые экзистенциалисты предположили, что человеку необходимо столкнуться со своей неизбежной смертью. Ведь когда мы полностью осознаём, что единственное существование, в котором мы можем быть уверены, временно, шок от такого осознания может дать нам силы перестать жить в соответствии с общественными ожиданиями и вместо этого взять под контроль свою жизнь и следовать своим собственным стандартам и ценностям.
Эта идея о возможности свободно выбирать свои ценности и создавать смысл и цель в своей жизни тесно связана с другой известной экзистенциалистской идеей: «Существование предшествует сущности». Эта идея была представлена Жан-Полем Сартром в лекции 1945 года под названием «Экзистенциализм — это гуманизм», но стоит отметить, что не все экзистенциалисты того времени разделяли её, например, Хайдеггер не был сторонником такого утверждения.
Чтобы понять идею Сартра, важно разобраться в понятии сущности. Согласно Аристотелю, каждая субстанция, будь то человек, камень или дерево, имеет сущность. Сущность можно определить как природу вещи, её необходимые свойства и характеристики, которые определяют её суть.
Аристотель придерживался телеологического взгляда на природу, считая, что все вещества стремятся к реализации своей сущности. Например, желудь превращается во взрослый дуб. Аристотель считал, что люди действуют разумно в соответствии со своей природой, и эта идея повлияла на философов средневековья, которые определили человека как разумное существо.
✅ Аристотель полагал, что люди, в отличие от неодушевлённой материи и других животных, способны выбирать, действовать или бездействовать в соответствии со своей сущностью. Однако он не считал, что люди могут создать свою уникальную сущность в течение жизни.
Для тех, кто верит во всемогущего Бога, создавшего Вселенную, сущность человека определяется Богом до его появления. Таким образом, для верующих можно сказать, что сущность человека предшествует его существованию.
Сартр, напротив, считал, что существование предшествует сущности. По его мнению, люди существенно отличаются от таких предметов, как автомобили, часы или телефоны. Для этих объектов сущность предшествует существованию, так как они спроектированы и созданы с определённой функцией.
Однако для людей, которые не являются творениями сверхъестественных существ с предопределённой функцией, наше существование предшествует сущности. Тем не менее, наша способность делать свободный выбор позволяет нам формировать уникальную сущность в течение жизни. Как сказал Абрахам Каплан в «Новом мире философии»:
«…для человека, и только для человека, его существование предшествует его сущности. Во-первых, человек есть, и то, что он есть, определяется в ходе его существования. Существование человека не исчерпывается проявлением им определённой сущности, тем, что он просто человек, каким бы он ни был. Он больше, чем просто тип, персонаж, определённый той или иной ролью. Люди такого типа иногда встречаются в художественной литературе, и тогда мы фактически говорим, что персонаж не «настоящий», а всего лишь персонифицированный тип без человеческой индивидуальности. Автор дал ему имя, но не смог вдохнуть в него жизнь; он всего лишь ожившее клише. Короче говоря, его существование определяется сущностью, но на самом деле ситуация с точностью до наоборот. Человек в каждом своём действии определяет свою собственную сущность» («Новый мир философии», Абрахам Каплан).
Последний момент, который мы рассмотрим в этой статье, — это различие между экзистенциализмом и нигилизмом. Часто люди ошибочно полагают, что все экзистенциалисты являются нигилистами, но это не так.
✅Нигилизм в широком смысле — это точка зрения, согласно которой в жизни нет смысла или цели. Хотя экзистенциалист может быть нигилистом, нигилизм не является обязательной характеристикой экзистенциализма. Скорее, многие экзистенциалисты, отвергая объективные цели жизни, подчёркивают способность людей создавать личный или субъективный смысл для своей жизни, что нигилист отрицает как возможность.
Ницше считал нигилизм болезнью и предлагал идею «стань тем, кто ты есть», чтобы преодолеть это состояние. Однако для Ницше стать собой и победить нигилизм означало не искать объективный смысл или слепо следовать всеобъемлющим системам, а создавать свои собственные ценности и цели в жизни.
Ницше, как и другие экзистенциалисты, осознавал трудности этого процесса, и в конце статьи приводит своё поэтическое предупреждение для тех, кто решит выбрать этот путь:
«Несправедливость и грязь, брошенные вслед одинокому: но, брат мой, если ты хочешь быть звездой, ты не должен из-за этого меньше сиять для них. И берегись добрых и справедливых! Им нравится распинать тех, кто создаёт свою добродетель сам — они ненавидят одиноких».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа