Найти тему
Александр Асов и К°

"Булгарская летопись" о Древнем Китае. Берендеево царство и происхождение рода асеней (усуней).

Оглавление

Продолжим тему, начатую в прошлых статьях (1, 2), где рассказывалось об образе Китая в "Велесовой... " и "Ярилиной..." книгах. На сей раз пойдёт речь и об образе Китая, а также о загадочном роде берендеев-асеней (они же и усуни китайских хроник. Об этом и поминает "Булгарская летопись" (или "Летопись дракона Бараджа"). О сём источнике можно также почесть в статье:

Итак, что же мы находим в этом источнике в дополнение к рассмотренным прежде? Уже то, что этот источник булгарский, а значит составлен восточнее, чем собственно славянские (русколанские) источники, привлекает к нему самое пристальное внимание.

Хотя, разумеется, приходится с него снимать поздние временные слои, — ведь он был подстроен в XVII веке под новые реалии... Однако это легко сделать, вернув старую лексику и имена (что и делается при изданиях этой летописи в сборниках, совместных с "Велесовой книгой" и русскими летописями). И в настоящей статье также я выделил из сего обширного свода только сведения, касающиеся рода асеней-берендеев (они же и усуни китайских хроник).

Хан Курбат "со товарищи" — многое в их облике и "в интерьере" идёт от асеней-берендеев: везде смесь тюркско-гуннского и славянского стилей. Перерисовка илл. к "Булгарской летописи".
Хан Курбат "со товарищи" — многое в их облике и "в интерьере" идёт от асеней-берендеев: везде смесь тюркско-гуннского и славянского стилей. Перерисовка илл. к "Булгарской летописи".

Что нам известно из уже изученных источников, об асенях, кои тогда, в IV веке, правили в Китае?

Напомним кратко, что нам известно об асенях-берендеях (об их древнейшей истории) из старых русских источников...

Прежде всего: ясно, что для IV века — речь идёт о могущественном древнем Берендеевом царстве на Волге (да и далеко не только там), бывшем в теснейшем союзе с Русколанью, где правили Святояры.

Связи династии Берендеев и Святояров с иными правящими родами Европы и Азии, согласно "Велесовой книге", "Ярилиной книге", кавказским и персидским хроникам, европейским анналам.
Связи династии Берендеев и Святояров с иными правящими родами Европы и Азии, согласно "Велесовой книге", "Ярилиной книге", кавказским и персидским хроникам, европейским анналам.

И в сём царстве правила династия, идущая от царя Берендея (вр. правл...-284), бывшая в родстве как с русколанскими Святоярами, так и с персидскими шахами, о чём повествует и "Ярилина книга", да и классические персидские источники. Смотри о сём, например, в статье:

И "Велесова книга" поминает берендеевскую династию, которая помимо Волги, правила также и в Боспоре, оставив там монеты, по коим годы правления этой династии и определяются.

И вот имели мы Гредня (вр. правл. 284–315), который умер, тридцать лет правив нами. А после Гредня мы имеем Асеня (315-335), который был мудр и силён. И так он владел нами двадцать лет. А после него был Сильномир. ("Велесова книга", Бус II, 1:11).

Последним в сей династии берендеев-асеней поминается Сильномир, коего мы уже отождествляли с китайским императором Ши Лэ из рода цзе-асиев (то есть тех же асеней, или усуней), который объединил Северный Китай и воевал там с гуннами-сюнну.

И выходит, что власть оного императора в какие-то годы простиралась не только на Северный Китай (где им была основана империя Чжао), но и на Семиречье (у Балхаша, где была прародина усуней), да и на Волгу, да и, похоже, и ещё, и ещё далее на Запад... Т.е. получается, что Чингисхан потом шёл по уже проторенному пути... Но обо всём этом мы ещё поговорим подробно и отдельно...

А что же о сих усунях-асенях, а также об их соседях гуннах, говорит сама старая "Булгарская летопись"?

Прежде всего она, как и прочие ведические источники, рассказывает о прародине как ариев, так и тюрок в Семиречье, то есть в исторической области от Каспия и Арала до Балхаша и Исык-куля...

Начало наших начал — в племенах имэн и синд, (арийские роды, идущие от Йимы-Богумира). Люди племени имэн жили разрозненными семьями по обоим берегам реки Амударьи, кишащей змеями, и занимались рыболовством, охотой и сбором плодов... (Булг. лет. 1:1)

Кстати, китайские источники именно на берегу Иссык-Куля полагают столицу усуней — град Чигу-чен (ср. тибетск. Чигу, др.-русск. Чигирь, Чигирин).

Далее БЛ рассказывает о том, как там же, — на берег Аму-Дарьи или Арала, —была выброшена огромная рыба, из левого уха коей вышел дракон, т.е. змее-человек Иджик (он же в татарских легендах Аждик, змей-царь Ажи-Дахака в Авесте, поработивший род Йимы, или Ящер русских легенд).

Сей царь-дракон, собрав подчинившихся ему мужчин из арийского рода имэн удалился в горы Гиндукуш, где покорил ещё и род китайских тюрок (они же кидани — тюрки, жившие на границе с Китаем), которые "ели полусырое мясо и никогда не мылись в воде, ибо происходили они от волка Чина"...

По словам летописи, сии именцы (т.е. арии) брали в жён девочек из рода тюрок, а уже их дети перешли также и на тюркский язык, — полагаю потому, что именцы "отличные лучники" всё время вели войны, а их детей воспитывали матери. Так и явился на свет род гуннов...

Похожие легенды, кстати, доселе сохранились среди тамошних народов. Даю ниже их в кратком пересказе (цитируется по ещё не изданному "Сказанию о Бусе", а исток — в записи этнографа и писателя Юрия Качаева, приписавшего сие предание предкам хакасов).

В детстве мне мать рассказывала откуда явились гунны. В давние годы, наши деды привели из южных степей полонянок, и взяли их в жены. Они были красивы, искусны во всем: и в приготовлении мяса, и в ткачестве… А ещё, они были колдуньями: губили скот и посевы, насылали пожары и мор… И один раз в год, в ночь Великой Осенней охоты, они улетали на Гору ведьм и там сходились с духами… А от тех союзов после рождались странные дети, — свирепые, кривоногие и лукавые… Да и кормили их матери не молоком, ибо из груди у них текла кровь… Узнав о том, наши деды, изгнали неверных жён обратно в пустыню, вместе со всеми их детьми, и теми, что были от дедов, и теми, что от демонов… Так и были рождены в той пустыне гунны — племя многочисленное, пришедшее на гибель и проклятие миру…

Гунны.
Гунны.

Далее летопись говорит, что тогда шли войны гуннов с Китаем, истощавшие их силы. И тогда, опасаясь мятежей, Иджик забрал к себе всех тюрк­ских (и асских) оружейников, одел в железные доспехи своих людей и их лошадей. А тех, кто восставал против него, из сих киданей, он велел бросать в набеги на Китай, дабы они били китайцев вместо гуннов...

А дальнейшее было при потомке Иджика — Тигане, названном за победы над китайцами Хин-Батыром (в китайских летописях он, полагаю, Лю Юаньхай, принявший династийное имя Хань-ван — основатель гуннско-китайского царства Северная Хань). Тогда стеснённый и отброшенный за Янцзы, китайский император (выходит, что Сыма Янь) послал своих людей к кытайским тюркам и велел им передать:

«Когда ваши предки жили под нашей властью, вы почти не ощущали её тягости. Теперь вами жестоко правит малочисленный народ гуннов, а вы, вместо того, чтобы помочь нам в борьбе с ними, воюете за них против нас. Умны ли вы? Уничтожьте же гуннов — и вновь вернитесь под нашу благостную власть!»
"Услышав призыв императора Китая, кидани ночью напали на ставку Хин-Батыра и перебили всех бывших в ней гуннов. Жена Хин-Батыра успела бросить своего сына в реку Дуло, соединяющую Сырдарью и Балхаш, в большом котле и тут же была окружена врагами. Ей отрубили руки и ноги, и она умерла в мучениях".

Тут следует заметить, что исторический Хань-ван умер своей смертью, а убили уже его сына... Но в легенде, похоже, произошло слияние историй. И далее приводится приложенная тут гораздо более древняя генеалогическая легенда рода асеней, к истории III века н.э. не имеющая отношения.

Рассказывают далее так... Олень, пришедший на водопой, выловил котёл своими рогами и отнёс мальчика в Семиречье, названное по семи рекам, впадающим в Балхаш.
Там его приютил и вырастил царь масгутов, то есть массагетов, Map. Он получил имя Хасан, или Асень, женился на дочери Мара, а род свой Дуло (они же потом стали дулебами, потомками Дулебы), стал называть и Мардуан-Дуло.
Между тем гунны, находившиеся в другом лагере, уже избрали нового царя — Хазара. Узнав об этом, Асень вместе с теми масагетами, что были названы им печенегами, вторгся в царство Хазара.
Гунны тут же перешли на сторону Асеня, а Хазар бежал к кытайским тюркам и стал их вождём. Асень отбросил китайцев за реку Кубан-су («Жёлтая река», или Хуанхе, где и сражались гунны с китайцами), и на ней утвердил свое знамя — войлочный шар красного цвета с разноцветными лентами на копье. Это было масгутское (скифо-массагетское) изображение дракона Ельбегена, он же дракон Дельбеген...

Итак, здесь мы вновь видим смешение древней генеалогической легенды о зооморфном прародителе: о Солнечном Олене, который приносит некий Котел с основателем рода. Похожие легенды есть по всему свету... И у нас ей соответствует сказание о Коляде, которого также находят в реке в котле или корзине... Да и Оленя до сего времени мы видим на старых знамёнах и гербах казаков...

А далее сего родовича (Асеня), предводителя скифов-массагетов, который воевал уже в Северном Китае с гуннами, явно отождествляют с императором Ши Лэ (Сильномиром), разбившем там же гуннов. С китайцами у него были более сложные отношения: он и воевал с "временщиками", и одновременно признавал себя, пусть и формально, "заслоном империи против гуннов" (по историку Фан Сюаньлину), когда дело имел с самим законным правителем империи Цзинь из рода Сыма. И сей император Ши Лэ (Сильномир) был как раз из рода цзе-асиев (асеней)...

И его же здесь почитают ещё и основателем рода славян-дулебов (по легенде, пришедших потом на Русь из-за Каспия)... И символика "драконья" тут как раз очень в тему, тот же Ши Лэ имел и второе китайское имя-прозвище Шилун, что как раз и значит дракон. Да и вспомним, что доселе казаки нередко именуют себя "горынычами".

И, придя на Русь, те дулебы-асени, между прочим, основали в приснопамятные времена существующий доныне город Чигирин (имя то же, что и у их прежней столицы на Иссык-куле, да и в Тибете...). И сей Чигирин уже в гетманские времена, то есть при Богдане Хмельницком, вновь стал столицей казачества, там заседала первая Рада и т.п..

История эта, конечно, запутанная, многослойная... Но, если потянуть за ниточки, многое открывается...

++++

Читайте также подборку статей о Китае и Древней Руси:

Древняя Русь и Китай | Александр Асов и К° | Дзен

++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:

В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян"