Прошлая статья о пересечениях исторических судеб предков славян (а точнее — казаков из рода асеней, они же и кит. усуни) и самих древних китайцев вызвала немалый интерес у читателей этого канала.
Продолжим тему. И вначале зададимся вопросом: а какой образ Китая имеется в древнерусских ведических памятниках? И прежде всего в "Велесовой..." и "Ярилиной..." книгах, а также в иных сродных древних источниках северной традиции? И начнём с изучения "Велесовой книги".
Великий Шёлковый Путь в "Велесовой книге"
"Велесова книга" создавалась волхвом Ягайло Ганом в IX веке и в основном в Суроже Таврическом (ныне это Судак в Крыму). В сей город и порт, как и в соседний — Феодосию (а ещё и в дальний конец Понта, Диоскуриаду-Сухуми) шли некогда северные ответвления Великого Шёлкового пути, — пока тот не был прерван.
Расцвет международной торговли по Шёлковому пути, согласно сведениям дощечек, приходился, на Бусово Время, то есть на IV век. И об этом, по крайней мере в Суроже, вспоминали ещё половину тысячелетия спустя...
"И муж рода Белояра переходил на ту сторону Ра-реки (Волги) и упреждал там синьских (т.е. китайских) купцов, идущих к фряженцам (в Рим-Италию), поскольку гунны на острове своём поджидали гостей-купцов и обирали их...
А ещё раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми. И рекли, что дают серебро и два коня золота (это монеты), чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Непры-реки (Днепра). И князи у них бесчестные, и дважды берут они дань.
Из-за того купцы, стекавшиеся к нам, вернулись в Синьскую Землю (Китай) и не приходили уж никогда более." (Бус: 3:4-6)
(Тут заметим, что Синьской Землей Китай имеют в "Велесовой книге" скорее всего по имени стольного города империи Чжао — Синь-тай, ставшего столицей как раз в Бусово время, когда там правил народ усунь (они же асени), о чём мы ещё помянем ниже...)
Итак, из сего (из воспоминаний, писанных пятьсот лет спустя) мы можем заключить, что дружины князя Буса Белояра и его рода, ходили в IV веке за Волгу, — надо полагать в районе будущей Астрахани, и далее, — дабы охранять китайских купцов, шедших с товарами по Шёлковому пути.
Почему китайцы тогда предпочитали этот путь? Да потому что южный маршрут в Рим и Византию был перекрыт персами, ведшими с Римской империей, а потом и с Византией, бесконечные войны...
Разрыв Великого Шёлкового пути гуннами.
Но потом, после падения Русколани во время Великого переселения народов, сей путь был прерван надолго, до VII века, когда эти торговые пути прибрали уже хазары, имевшие выход к морю в Диоскуриаде-Себастополисе (ныне это Сухуми)...
Было это, по "Велесовой книге" так:
"И тогда Аттила (вождь гуннов V века) одерживал победы над врагами нашими. И тьмы лихих воинов Аттилы неслись на нас из Земли Синь (Сибири-Китая). И они нападали и на врагов наших, и на нас". (Бус. 3:4).
"И трижды Русь погибшая восстала. И мы сражались с гуннами в великой сече. И отбросили их к Краю Синьскому (Китаю). И восстали мы в тот раз. И в той старой битве победили, и потому мы имели степи травные". (Лют. Пров:8)
Но потом, как раз во времена Ягайлы Гана, часть русских земель отошла хазарам... Кстати, хоть сейчас и представляют Хазарию, как исключительно иудейское государство, — на деле это историческое недоразумение, в иудаизм там был обращён только один из тюркских кланов (род Калгу). А кроме тюрков там были и в немалом числе собственно казаки, — похоже и давшие имя Хазарии (Казарии)...
Но, правда, есть основания полагать, что именно тюрки из рода Калгу (т.е. будущие караимы и проч.) как раз и взяли под себя торговлю... И вот как это описывает "Велесова книга":
"Явился каган, и он не радел о нас. Вначале он пришёл с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали русичей притеснять. (Лют 2:5).
Разбирались с сими хазарами уже после времени "Велесовой книги" — князья Олег Вещий, а также и Святослав и Игорь Старый... Но это уже тема отдельных исторических изысканий.
Род асеней (они же, полагаю, и известные китайцам усуни) в "Велесовой книге".
Мы уже рассказывали подробно в прошлой статье о загадочных усунях (асенях), оставивших немалый след в древней китайской истории... Их нередко китайцы отождествляют с юэджами (клик!), которых греки называли также и асиями.
А в наших источниках они же — сарматский и берендеевский (то есть по сути казачий) род князя Асеня, прославившийся во времена Буса Белояра (295-368)
«Берендеи... имели князя Асеня, и был он премудрый... в ладах с русами, и был нашим другом» (Бус II, 1:14).
Род асеней по "Велесовой книге" был одно время у нас (а потом, кстати, и у болгар) правящим и даже царским:
И вот имели мы Гредня (вр. правл. 284–315), который умер, тридцать лет правив нами. А после Гредня мы имеем Асеня (315-335), который был мудр и силён. И так он владел нами двадцать лет. А после него был Сильномир. (Бус II, 1:11). (Архив П.Т. Филипьева, ГАРФ (14:619))
И очень любопытно в этой связи сопоставить сей род — с родом китайских усуней-асиев того же времени. Тем паче, что в ведических мифах (которые я подробно разбирал в комментариях к "Велесовой книге", и к которым мы ещё вернёмся) эти роды крепко связаны.
И тут мне на память приходит то, что как раз в это время, — причём точно год в год! — на другом конце Евразии, в Северном Китае, — точно так же пришли к власти и основали империю Чжао (называемую Поздним Чжао (319-351)) некие голубоглазые и светловолосые "варвары" из рода цзе (тех же усуней или асеней). А императором сей варварской династии, объединившей весь Северный Китай, тогда стал великий военачальник из рода цзе, принявший китайское имя Ши Ле (274-333) .
А может быть, его также звали и по-русски созвучно: "Сила"? (Кстати, это имя является сокращением имени Сильномир из "Велесовой книги"). И сей Сила (после Асеня) правил у нас, где-то на Волге, в легендарном Берендеевом царстве (см. о сём здесь!), с 335 года... То есть — стал править через пару лет после конца правления в Китае императора Ши Лэ... Совпадения?
Ну, к интереснейшей личности сего императора мы еще вернёмся... Расскажем о нём подробно и отдельно. Сейчас же скажем, что по обычаям того времени вожди родов часто брали имена родовичей из древних мифов, а у берендеев-асеней, как раз имя Сила (как эпитет небесного патрона берендеев бога Велеса) конечно же было повсеместным...
Однако ведь и связи Руси и Китая эпохи "16 варварских царств" (или "эпохи Северных и Южных династий" по традиционной китайской историографии) были весьма и весьма тесны... Ведь есть же легенды о странствии князя Буса Белояра в Китай, Корею и Японию как раз в это время, в 322-328 годах (согласно "Ярилиной книге")! Так что отождествление китайского императора Ши Лэ из загадочного рода усуней-асиев и — князя Силы из рода асеней, — уже не кажется таким уж надуманным... И не ушёл ли он, оставив империю наследникам, вслед за князем Бусом на Русь, — в Берендеево царство?..
Но всё это пока лишь направления, намётки, будущих исследований...
А в следующий раз мы поговорим об "историографии" и образе Китая (также как потом и Кореи, и Японии IV века) в следующем важном источнике — в "Ярилиной книге", писанной на 500 лет ранее "Велесовой книги"...
***
Для тех, кто впервые сталкивается со славно-ведическими источниками (а такое сейчас ещё случается), даю ссылку на подборку статей, — в том числе и крупных учёных славистов, — по этой теме:
++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян"