Большое спасибо всем тем, кто принял участие в обсуждении письма учительницы младших классов, которая решила уйти из школы.
Получилась необыкновенно интересная дискуссия.
Хочу с вами поделиться познавательными рассказами от «NV» о школьных проблемах, работе репетиторов и просто о жизни.
«Мне кажется, что прям 3-4 года какой-то скачок в минус произошел по всем направлениям.
Для старших классов (выпускников) это вылилось в окончательный отказ от занятий «неегэшными» предметами. Формироваться это начинает в средних.
А в началке, как мне кажется, у родителей есть вера в репетиторов и соревнование «у кого их больше».
На Дзене есть блоги, где репетиторы рассказывают, как со 2 класса учат детей, делают с ними д/з и потихоньку им (и родителям) внушают, что требования школы - чушь, только репетитор их спасет.
У моей коллеги сын в 1 классе, очень развитый парень, она с ним хорошо занимается. Рассказывает: подходит родитель и спрашивает, где таких же репетиторов найти. Не поделитесь, мол? Это её сын конкурс какой-то выиграл.
Коллега всерьез ей начала рассказывать, как они на выставку ходили, сын заинтересовался... и поймала злобный взгляд «не хотите, значит, репетиторами делиться!
Я по-прежнему полагаю, что нам надо двигаться в направлении градации школ. Это не страшно, это именно понимание специализации разных видов деятельности людей в будущем.
Начальные школы надо начинать ранжировать, переводить сильных в сильные, а слабых в слабые.
Не может ребенок пересказать минимальный текст - дважды объяснить это его родителям. Третий раз не может - отправлять в классы «реальные». Там усиливать деятельность практического плана. Ту же физику переработать и давать не оптику, а механику больше.
Родители будут представлять себе уровень знаний ребенка - и планировать ему жизнь дальше.
Жизни надо своему ребенку желать! Интересной. Пусть будет хорошим востребованным слесарем, пусть будет портнихой отличной. Не надо всех гнать в юристы и менеджеры - хватит уже.
Скажу неожиданное. Ситуация полетела в тартарары тогда, когда репетиторство переползло в среднюю и начальную школу.
Репетиторский рынок для подготовки к поступлению был в СССР - теневой для элитных вузов и чуть более доступный для обычных людей.
Это были люди, систематизирующие знания и выявляющие пробелы. Опускаем тех, кто готовил в МГИМО и на журфак.
У моей приятельницы школьной папа был доцентом вуза и готовил по физике (тайком тогда, понятно) не только в свой (не такой уж и престижный), но и в другие вузы. Сдавали хорошо.
В 90-е годы рынок разросся. Курсы появились, преподаватели перестали скрываться. Это была такая молчаливая договоренность руководства вузов и ППС: мы вам почти не платим, но закрываем глаза на ваши подработки.
Собственно, многие из этих репетиторов и сегодня готовят к ЕГЭ, причем на 90-100. Поверьте, они берут тех, кто сам на 60 минимум знает, с 20 до 90 не готовят.
А вот дальше разрасталась система школьная. Еще в нулевых это был вариант «Маша не тянет, возьмите репетитора - Марьиванну из соседней школы». А Марьиванна давала своих Иринепалне.
Вот это и привело к нынешнему п...Цу. Когда ребенок со 2 класса идет к репетитору, у него атрофируется способность к учебе в школе - он не слушает (Марьиванна разжует), не старается (Марьиванна приведет в правильный вид), не активен на уроке (5 за Марьиваннину домашку поставят).
У него школа - место для получения д/з, которое ему вкладывает в меру своих и его способностей Марьиванна. Учиться сам он так и не научивается!
Если вот этот низовой уровень репетиторских услуг убрать, то многие вернуться в школы и станут учить там. Для этого нужно запретить репетиторство школьное как самозанятость - в Китае запретили жестко очень.
И... поднять зарплаты в школах. Тогда репетиторство останется либо как способ узнать больше – доп. иностранный, например. Либо как подготовка к экзамену на более высокие баллы. Весь средний уровень перетянут школьные учителя.
Моя сестра училка в школе. У них есть доп. уроки подготовки к ОГЭ, ей немножко, но платят за это. Уроки в сетке расписания. К репетиторам ходят либо совсем слабые, либо желающие получить максимум для перехода в более сильный лицей, либо прогульщики. Причем в прошлом году из 100 9-классников ходило 60. Сдали все, с первого раза и не на минимум. В этом уже 80 ходят. Вот вам пример - как съели репетиторов вокруг школы».