Найти тему
Hello Camper

Как выглядел первый советский прицеп-автодом и что вообще было с этим в Союзе?

Оглавление

Скорее всего вы видели и в интернете и на дорогах прицепы - автодома, которые по комфорту, а зачастую и стоимости сопоставимы с ценой малогабаритной квартиры. Прицепов разных много, малыши, средних размеров, есть и гигантские двуосные. В Советское время автотуризм вообще находился в некоем эмбриональном состоянии и застрял в краткосрочных путешествиях на автомобиле с палаткой, о чем мы писали в прошлой статье. Но автодома в СССР были, а когда-то все это начиналось? И речь сегодня пойдет об одном из родоначальников прицепных автодомов в СССР и вообще про автодома, которые можно было встретить на дорогах.

И да в Союзе автодома не были, как сейчас бы это назвали мейнстримовым движением, но они тоже имелись и суть статьи показать, что они тоже производились, да не были столь массовыми, например как в Англии и США, где данными строениями решали вопрос обеспечения жильем людей, в Союзе была другая жизнь и другие стандарты отдыха. Отдыхом считалось смена деятельности)) В выходные советский человек трудился на выделенных на каждую семью 6 сотках (дачных участках). Но положенные 40 суток отпуска отдыхали чаще всего в санатории, либо занимались авто туризмом, но даже у авто туристов автодома были экзотикой, но они были. В СССР все так же начиналось с небольших прицепов, в которых производители пытались создать максимальное количество привычных городскому жителю удобств.

Не удивительно, что все начало зарождаться именно на западе страны, на перспективном рижских предприятий – РАФ, на котором производили с 1957 года микроавтобусы, про которые мы уже писали. Это были достаточно интересные и самобытные внешне машины, базировавшиеся на агрегатах легковых авто. «Спридитис», собранный на базе 407 «Москвича», и РАФ-10 «Фестиваль», заимствовавший агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Вместе с выпуском микроавтобусов на заводе, попутно началось производство "прицепа-дачи" "РАФ-04", создаваемого изначально с использованием выбракованных кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей, а потом уже и отдельных, которые изготавливались отдельно для каждого автодома.

Основное внимание, естественно завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и "прицепы-дачи", как их тогда именовали производители тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.

"РАФ-04"

В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью, их не покупали, их ждали в очереди. Пострить можно было свой дом, если были нужные знакомства. И пока ждали, большая часть страны ютилась в коммуналках. Но если вы были какой нибудь уважаемый ученый или занимали руководящую должность на каком нибудь предприятии вам так же положена была не только квартира, но и автомобиль. Купить его можно было так же дожидаясь очереди, через спекулянтов, либо в магазине "Березка" за валюту (очень коряво сейчас объяснил, ибо статья не про это). А чтобы стать владельцем прицепа-дачи в 60е, нужно быть как минимум одним из 240 000 владельцев, машины класса «Победа», да еще и обязательно иметь собственный гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину, а уж вместе)))

Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».

Конструкция прицепа.

Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания. Роль тягача играла «Победа», другой машины, способной полноценно перевозить ее больше не было и именно поэтому под конкретно "Победу" специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.

Мотора М2 для достаточно тяжёлого прицепа было маловато, но мощнее легковушек тогда не было.
Мотора М2 для достаточно тяжёлого прицепа было маловато, но мощнее легковушек тогда не было.

Что внутри?

Помещение разделили на две половины: жилая комната и «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные газовые баллоны для нее, назывались они «Турист».

Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.
Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.

Внутри авто дача напоминала образец стиля того времени - купе поезда: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки надо было поднять наверх и закрепить на специально для этого предназначенные цепочки - получались четыре «кровати». Стол же и стулья, которые были в комплекте использовались только снаружи, под идущим так же в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.

Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием.
Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием.

А что с обеспечением электро энергией? Солнечных панелей тогда не существовало, да и использовать аккумулятор тех лет не имело никакого смысла: его хватило бы, максимум на пару часов. Решение пришло, как обычно из армейской жизни, забытый сегодня способ использовать керосинку, в которой имелся термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывал ток, которого хватало на свет и радиоприемник !

В основном минусы прицепа сегодня будут неактуальны, спустя почти 100 лет автодома скакнули далеко вперед. Я предлагаю воспринимать это творение, как музейный уже экспонат, как данность, каким бы он не был. От критики данного прицепа он лучше не станет. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т, что для мотора «Победы», движок которой развивал всего-то 52 лошади - было уже "на пределе". Тем не менее, прицеп был и его покупали, на нем путешествовали в нем отдыхали и ночевали! Было произведено - 37 штук. Часть из них трудились продолжительное время в пионер лагере "Орленок".

Вторая серия прицепов "РАФ 04"

Чуть позже при смене модельного ряда на заводе "ГАЗ", и автоматически на заводе "РАФ", вышел в серию и новый прицеп, который основательно доработали, поставили туда мебель, подвесные кровати, была организована кухонная зона с подъемной крышей над ней. Подъемная крыша имела съемные чехлы. Внешне прицеп получился очень симпатичным и функциональным, как и РАФ-2203, на базе которого и делался этот прицеп.

К сожалению вторая серия вышла лишь ограниченным тиражом в количестве 5 экземпляров (в т. ч. и ходовой экземпляр), поскольку для него просто не было покупателей. В Стране к этом у моменту все строили прицепы сами, ведь в журналах "Техника молодежи" и пр.. печатались инструкции и планы, как построить свой прицеп самому. Установив автодом на уже существующий прицеп, либо разработать прицеп полностью. После строительства можно было его зарегистрировать и путешествовать уже как "буржуй")) А чуть позже появился прицеп с раскладной туристической палаткой "СКИФ" и устанавливаемой на крышу палатки АП -1.

Прицеп теремок и самоделки на основе статей в журнале.

В журналах "Техника молодежи" и ему подобных каждый месяц публиковались интересные изобретения или усовершенствования существующих изобретений. Условие публикации в журнале была БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ передача чертежей в производство людям. И люди по чертежам из журнала собирали - самолеты, машинки на пультах управления, строили дачи и даже не то что дачи или прицепы - энтузиасты строили целые автомобили. На этих самоделках организовывались целые ежегодные авто пробеги Москва - Минск.

Плюс ближе к 70-80 в Советском Союзе, мода на автодома потихоньку набирала обороты. Люди начинали осознавать удобство данного вида путешествий и на улицах крупных городов и преимущественно морских пляжах можно было встретить и иностранные прицепы-кемперы, из стран Варшавского блока и их соседей с преобладающей «народной демократией».

Одним из таких был прицеп-дача производства "ГДР". Выпускались они на заводе VEB Karosseriewerke Dresden. Модель называлась «Bastei-2».

Прицеп и доступная к покупке иномарка "Вагбург"
Прицеп и доступная к покупке иномарка "Вагбург"

Кемпер был 4-х местным, в нём имелась газовая плитка и раковина. Отличительная черта этого прицепа — он комплектовался маркизой-тентом, складными стульями и даже походной посудой. Использовалась часто в турбазах. Модель была популярной и выпустили ее тиражом почти в 2000 экземпляров.

Эти автодома и их соплеменников и сейчас можно встретить на улице.
Эти автодома и их соплеменников и сейчас можно встретить на улице.

Минский автодом МАЗ-8132.

Этот автодом был уже на уровне иностранных производителей.
Этот автодом был уже на уровне иностранных производителей.

В 1991 году, на моменте излета СССР, на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132. По сути это была копия югославского прицепа «Адрия», но с изменениями. Вот как описывал новинку журнал «За рулем»: «Внутреннее снаряжение МАЗ-8132-011 выглядит солидно. Это мягкая мебель для дневного и ночного отдыха четверых человек (двойное и два одинарных откидных —верхнее и нижнее —спальных места), туалет, кухонный блок с газовой плитой и мойкой. Умывальник туалетной комнаты и мойка кухонного блока снабжены водяными насосами с подачей воды около 4 литров в минуту. Насосы работают на стоянках от сети с напряжением 220 В или от 12-вольтового аккумулятора. По требованию заказчика могут быть установлены импортные холодильник и газовый отопитель. Аналогов им отечественная промышленность, к сожалению, пока не имеет.» Только в 1991 году было выпущено 1500 прицепов-дач.

В виду того, что в те времена культивировался вид отдыха в виде работы на своих собственных 6 сотках.. прицепы автодома были чем то из разряда.. "ЧТО ЭТО" ? Вагончик для продажи мороженного?? Но тем не менее автодома были и часто их использовали не по назначению. Задача статьи показать, что и в СОЮЗе это было, просто в то время это было людям не нужно, отдыхали по другому и автодома были редкостью, все же они попадались на глаза на автодорогах и на морском побережье.

Еще больше статей на нашем канале,
подписывайся

Авто туризм в СССР. Все было совсем не так, как вам рассказывали. (часть 1)

История, как "ГАЗ" строил автодом на базе "Газели".

Как новый минивэн должен был сменить "Буханку" и почти уже стоял на конвейере, но что-то пошло не так.

Авто
5,66 млн интересуются