В момент становления рынка автомобилей молодого капиталистического государства многие интересные моменты автомобильной истории прошли мимо нас, так и оставшись незаметными обывателю, между тем эта история интересна и как минимум заслуживает того, чтобы вы это знали и мы сегодня это расскажем!
ПОПЫТКА НОМЕР 1.
Микроавтобус-внедорожник УАЗ-3165 «Симба» классической рамной конструкции, впервые был представлен на Московском автосалоне в 1999 году. Модель предназначалась для замены на конвейере давно устаревших моделей полноприводных микроавтобусов и малотоннажных грузовичков УАЗ, ведущих свою родословную еще с модели УАЗ 450 конца 1950 гг. Хоть в 1989 году уже предпринимались попытки запуска в серию нового поколения "буханки" в виде проекта Вагон с моделями УАЗ 3927, но серии по причине сложного экономического положения завода и страны в целом, он так и не увидел.
Под капотом 7-местного микроавтобуса-внедорожника 1999 года, стоял двигатель ЗМЗ-409.10 объемом 2,7 литра и мощностью 150 л. с., заявленный в качестве базового для всего семейства. В стандартную комплектацию входят: противотуманные фары, сцепление диафрагменного типа, мосты типа «Спайсер» (с неразъемным картером), муфты отключения передних колес типа «ЭЛМОС», мелкомодульную раздаточную коробку с одним рычагом управления, переднюю пружинную подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости, заднюю подвеску на полуэллиптических малолистовых рессорах, новый рулевой механизм типа винт-шариковая гайка с гидроусилителем, регулируемая по углу наклона рулевая колонка, радиальные шины, тормозной привод двухконтурный гидравлический с вакуумным усилителем и регулятором давления в контуре задних тормозов. Передние дисковые, вентилируемые тормозные механизмы с плавающей скобой, задние барабанные тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазора, ремни безопасности инерционного типа с регулировкой по высоте для передних сидений, откидные сиденья. В качестве дополнительно оборудования предлагалось: щеточной фароочисткой, тягово-сцепным устройством шарового типа(фаркоп), предпусковым отопителем-подогревателем автоматического типа, люками в крыше, электроблокировкой замков дверей (центральным замком), автомагнитолой и акустической системой, формованными обивками салона, климатической установкой.
Ульяновцы связывали с «Симбой» амбициозные планы. В 1999–2001 гг. было построено чуть более 10 опытных экземпляров минивэнов. На одной из машин опробовали экспериментальное шасси — с независимой торсионной передней подвеской и постоянным полным приводом. Также изготовили пару бортовых грузовиков УАЗ-2365 и трехместной однорядной кабиной. Экспериментировали с моторами — примеряли дизель ЗМЗ-514, 3,0-литровый бензиновый УМЗ и 3,4-литровый бензиновый V6 от Тойоты.
Но в серию по традиции так ни одна модель и не пошла, хотя на 75% модель "Симба" была подготовлена к производству. Из за того что в 2001 году на УАЗе сменился собственник — новым владельцем завода стала компания "Соллерс". Первое, что сделали новые хозяева на УАЗе — провели ревизию, которая не обошла и перспективные проекты. Комплексный анализ «Симбы» показал, что в существующем виде УАЗ не потянет ее производство финансово. Проект семейства фургонов и микроавтобусов закрыли, чтобы примерно через год перезапустить его — уже с учетом всех допущенных промахов и более скромного бюджета на освоение выпуска.
ПОПЫТКА НОМЕР 2.
Проект 3165 перезапустили в 2002 году. Сохранив прежнюю полукапотную схему, нужно было полностью перепроектировать семейство автомобилей — с тем, чтобы адаптировать его под максимально возможное использование узлов от серийных УАЗов. Раму с трехметровой колесной базой взяли от грузовика УАЗ-2360, то есть будущего "Карго" Мосты позаимствовали у 3163, будущего "Патриота".
В работу взяли более консервативное предложение от дизайнера — Алексея Марфина. Его дизайн-проект выглядел логичным продолжением «Симбы», но в пластике боковин и пропорциях стало больше характера. Фары от ВАЗ-2115 заменили на оптику от первых прототипов УАЗ-3163, который на тот момент уже вовсю готовился к производству. Прототип УАЗа-3165 второй итерации представили на МИМС-2003. Кстати, после перерождения проекта от собственного имени «Симба» отказались, использовался только индекс. Как уже отмечалось выше, машина получила узлы, агрегаты и двигатель ЗМЗ-409 от "Патриота". Переднюю панель салона в этот раз также позаимствовали у этой модели.
В течение 2004 года разработка нового семейства не останавливалась. Изготовили несколько опытных образцов, которые даже начали проходить испытания. Но снова потребовались модернизации и..
ПОПЫТКА НОМЕР 3.
К 2005 году УАЗ подготовил третью вариацию проекта 3165. На очередной выставке МИМС завод представил сразу две машины перспективного ряда — новую версию минивэна и грузопассажирский фургон-комби с удлиненным задним свесом и высокой крышей.
На сей раз передние головные фары были аналогичными уже серийно выпускаемой модели УАЗ "Патриот". А дизайн передка в целом был иным. Автомобиль имел вклеенные боковые и задние стекла, а так же улучшенный интерьер светлых тонов. Третья серия — вершина реализации проекта 3165. В этом воплощении машина получила в очередной раз перепроектированный кузов, в котором максимально раскрыли заложенный в модели эстетический потенциал. Пропорции сделали более гармоничными. На задних стойках кузова появились черные глянцевые накладки, создающие эффект «кругового» остекления. Передняя панель салона снова стала оригинальной: получила круглые дефлекторы вентиляции и диковинную на тот момент мультимедийную систему.
Несмотря на то, что минивэн и микроавтобус на MIMS-2005 публика приняла очень тепло, хозяева УАЗа снова решили закрыть проект. Почему? Дело, конечно, в финансах. В то время завод осваивал выпуск Патриота, оперативно запустить производство еще и нового коммерческого семейства было довольно проблематично.
Однако чуть позже, появилась надежда, что 3165 все же удастся поставить на конвейер при помощи госфинансирования, то есть создав модификацию для традиционного заказчика завода — Минобороны. Военные тогда интересовались темой гибридных машин и подрядили УАЗ и МГТУ им. Баумана совместно разработать гибридный фургон грузоподъемностью 1 тонна. Под этот проект Ульяновцы подогнали шасси и кузов именно 3165 третьей версии. Причем специально для армии машину удешевили — передняя часть стала грубой и плоской, модные блок-фары от "Патриота" заменили на универсальную круглую оптику. Сзади вместо больших оригинальных фонарей применили световые элементы от классической «Буханки». От вклеенных боковых и задних стекол отказались, снова использовав окна на резиновых уплотнителях. На смену пластиковым бамперам пришли стальные. Еще одно отличие — оригинальная передняя подвеска независимого торсионного типа.
Машину отправили в МГТУ им. Баумана, где ее оснастили разработанной с нуля гибридной силовой установкой, в состав которой вошли турбодизель ЗМЗ-514 (2,2 л, 98 л.с.), генератор ГТ-90 и блок тяговых аккумуляторных батарей (их роль выполнили обычные стартерные). Над компоновкой АКБ даже не думали — их смонтировали прямо в задней части салона. Гибридному УАЗу присвоили индекс — 2970. И казалось бы НУ ВОТ ЖЕ..
В Бронницах на Международной выставке военной техники и вооружений сухопутных войск в 2006 году был показан ходовой макет УАЗ-2970 военного назначения. Прототип представлявший собой многоцелевой полноприводный микроавтобус с дизель-электрической силовой установкой.
Дизель ЗМЗ-5143 вращает генератор ГТ-90, который питает энергией два электромотора 414Е НИЛД мощностью по 60 кВт каждый. Подвеска всех колес независимая пружинная на поперечных рычагах, мосты с колесными редукторами. Максимальная скорость может достигать 110 км/ч, а запас хода в экономичном режиме движения на 60 км/ч — не менее 1000 км, при этом только на аккумуляторах машина может пройти 30 км. Правда, аккумуляторами заставлен весь пол в пассажирском салоне, так что непонятно, где там могут разместиться восемь человек. Конечно данный проект мог быть жизнеспособен только в случае установки традиционных моторов бензиновых или дизельных, без электрических примочек. И когда казалось бы НУ НАКОНЕЦ ТО.. многолетние труды ульяновцев будут вознаграждены и машина получит долгожданное обновление и конвейер.. пришел капец откуда и не знали Премьера обернулась полным провалом — характеристики ДВС и генератора были абсолютно несогласованными. Как писало издание «Русский автомобиль», из-за ошибок в расчетах, некачественного изготовления элементов электропривода, несовместимости генератора и тяговых электродвигателей, а также из-за сбоев в работе системы управления машина оказалась неработоспособной. «Колеса вывешивали — крутятся. Опускали на землю — не едет», — цитировал «Русский автомобиль» одного из специалистов, который был знаком с прототипом.
За эту разработку военные перечислили УАЗу только аванс, часть которого завод сразу отдал «Бауманке». Минобороны отказалось оплачивать полностью счета, предложив ульяновцам подать в суд и вместо этого закупили новые транспортеры. В общем, и тут не получилось.
А дальше пошли традиционные отговорки:-"рынок не примет, дорого, не выгодно". После которых прототипы заняли место в музее УАЗа, а не в салонах. А заместо современных внедорожных микроавтобусов, УАЗ продолжает штамповать классические, спартанские и безнадежно устаревшие еще на период 1980х годов -"буханки". Надеясь лишь на рынок сбыта, который с каждым годом становится все меньше и меньше. А всего то нужна была поддержка государства, что является нормой для других авто производителей, но видимо тогда было не до УАЗа. Очень жаль..
Еще больше статей на нашем канале, подписывайся ⚡
- История, как "ГАЗ" строил автодом на базе "Газели".
- 5 самых перспективных проектов УАЗ 459 "Буханка" будущего.
- Москвич 2901. Кемпер, который мы потеряли..
- 1973 Phoenix Сampervan — кемпер своими руками.