Вопреки заблуждениям поверхностно осведомленных, считающих, что в СССР путешествовали только из "GULAG" и обратно.. Будет удивлением, что согласно статистике "Минпромторга" 80% всех автовладельцев СССР использовали автомобиль для поездок с семьей в длительные поездки более 2 раз год, а эти сухие слова не что иное как статистика автотуристов. Это невероятный показатель.
Тема авто путешествий в советский период была очень популярна, снимались киноленты, в которых люди путешествовали на личных автомобилях. К примеру фильм киностудии им. Горького "3+2" 1962 года, который был одним из самых кассовых фильмов того года.
Отмахать 2000 км на юг на своем ЗАПОРОЖЦЕ/ВОЛГЕ/МОСКВИЧЕ было обычным делом. Кстати тут же закрывается вопрос о надежности автомобиля. Разбить палатку на берегу моря, для советского человека в заслуженный отпуск- это было делом очень модным. Да у советского человека не было микроавтобуса VW t1 но у него был раскладывающиеся в ровный диван сиденья на 21 волге))
Скептики скажут, да что там, единичные случаи, всем известно в советское время машины были только в таксопарках, милиции и скорой. Все остальные ходили пешком. В СССР до 82 года было зарегистрировано 17,5 млн легковых авто. В 1980 году (нашел за этот год статистику) было выпущено 1,6 млн автомобилей и это не одноразовые авто, а те, которые были в семье несколько десятков лет и если принять в расчет, что каждый 8 автомобиль ездил в путешествие - количество авто если не колоссальное, то не малое точно.
Вот и получалось иной раз, что на берегу популярного озера/моря негде было припарковаться. Так что когда вам в следующий раз будут рассказывать что путешествие на автомобиле это чисто иностранная тема.. не стоит верить этому заблуждению. Дух авантюризма был доступен советскому человеку, может быть в какой то степени даже больше чем у кого либо.
Помимо туров На Черное море, Крым, Сочи.. все те же "популярные" места, что и сейчас, большим спросом пользовался тур по "Золотому кольцу" "Кавказ" "Приэльбрусье", "Прибалтика", "Вильнюс- Минск-Одесса" и огромное количество других направлений.
В путешествие советский авто турист в первую очередь брал палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под рюкзаком. Рекомендовано было брать с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги – «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды, раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же автотуристам надо было предусмотреть анти москитные сетки на боковые окна своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей», «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров». А что-то можно было сделать и самому, публиковалось огромное количество статей по самодельному строительству. От столика на руль, до прицепа..
А чуть позже подоспела и промышленность. Вышли бестселлеры своего времени автомобильная палатка АП-1 и прицеп палатка "СКИФ".
Автотуризм выходного дня был более распространенным явлением. Чем на курорты, в ближайший лес или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай. Ехать рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа. Но люди ехали, у многих в семьях полно рассказов про такие приключения из детства.
Автотуризм в СССР развивался, да своими порой специфическими путями, но он был и занимал большое место в воспоминаниях советского человека. ВОЛГИ сменялись ЖИГУЛЯМИ и САМАРАми, а чуть позже подоспели и микроавтобусы РАФ и ЕРАЗ, и может оно пошло бы как у всех.. но потом все закончилось и началась новая российская история авто путешественников, которую с вами пишем мы.
Еще больше статей на нашем канале, подписывайся ⚡
Самый стильный микроавтобус СССР РАФ 10 "Фестиваль".
История, как "ГАЗ" строил автодом на базе "Газели".
Страшно путешествовать?? Почитай эту статью, которой уже 44 года и страх уйдет.