Что же первым изобразил человек: себя или что-то другое? А. Бенуа был убежден, что об этом мы не узнаем никогда. Можно лишь предположить, опираясь на изображения бизонов, мамонтов, оленей и диких лошадей на стенах пещер и в виде выцарапанных рисунков на всяких предметах каменного века, что первым было изображено «нечеловеческое»[1]. Это утверждение подтверждается упомянутым выше самым древним из найденных на сегодняшний день изображений – целебесской свиньи. А.П. Окладников также утверждал, что первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя[2].
Действительно, чаще всего на древних рисунках изображались различные животные, обряды, сцены охоты. Г. Обермайер, отмечая, что главную роль среди первобытных произведений искусства, играют изображения животного мира, указывает, что это связано с тем, что вокруг животных вертелись все помыслы человека тех времен, бывшего по преимуществу охотником[3].
Довольно часто встречаются отпечатки рук. А.Д. Столяр упоминает, что «есть версия, что все изобразительное искусство началось с силуэта человеческой руки»[4]. Алькальде дель Рио считал, что «руки» представляют наиболее древние следы монументального искусства[5].
Также отдельно можно выделить изображения символов и знаков (вертикальные, горизонтальные линии, кресты, круги, овалы, спирали и пр.) Отмечая этот факт, А. Бенуа считает, что это свидетельством того, что первобытный художник был безразличен к природе человека в целом, к сути человека. Лишь перебрав все, изобразив все, человек обращает свое внимание на то, что лежит вне такого круга своего существования[6].
Проблему того, что первым изобразил человек, поднимает в своих исследованиях и К. Верман. Он задается вопросом: что было в начале - геометрические фигуры или человеческие фигуры? Существует две точки зрения:
1) человеческие фигуры или части тела развились из геометрических фигур или частей какой-либо утвари;
2) большинство геометрических фигур произошли от человеческих или животных фигур и их частей.
Вермар писал: «сначала изобразил человека, потом животное, потом геометрический орнамент»[7], «скорее всего первые изображения были изображениями женщин, потом уже внимание обратилось на диких зверей»[8]. Но в дальнейшем он приходит к иному выводу: «возможно, что доисторическое искусство шло, то одним, то другим путем»[9].
Так, изучая происхождение орнаментов, он приходит к заключению, что отчасти они произошли от подражания природе, отчасти благодаря усовершенствованию техники (например, плетения), отчасти вследствие символических представлений. Как заметил Э. Гомбрих: «Мы можем видеть лишь то, что уже существует в нашем сознании»[10]. Г. Обермайер также убежден, что орнаменты в виде рядов точек, линий, зигзагов, треугольников и кругов возникли вследствие чисто технических условий. Для них всюду в природе имелись соответствующие образцы[11].
Примеры орнаментов, которые, вероятно, произошли путем подражания произведениям природы:
1. Аммониты – прототипы спиралей.
2. Эхиниты – прототип кругов с круглыми пуговками посередине и разнообразно, расположенных линий. Это очень похоже на мандалы, что наводит на мысль о том, что первоначально они выполняли функцию украшения, не неся иного смысла.
3. Белемниты – образец заостренной круглой палочки[12].
4. Спина гадюки – прототип зигзагообразных орнаментов.
5. Бабочка-махаон – круги, полукруги, параллельные линии.
6. Бабочка-мегера – концентрические круги, зигзагообразные линии.
Движение змеи в траве, извивы ручья – зигзагообразные и волнообразные линии, круги и спирали[13].
Прототипами также стали чашечки цветов, листья, еловые ветки, папоротник. Верман отмечает, что треугольным разрезом тростниковых стеблей выдавливали треугольники на мягкой глине сосудов[14]. Однако тростник имеет иную форму стрежня, а трехгранная (треугольная) встречается у камыша лесного, камыша укореняющегося, ландыша и других растений. Вероятно, указанное объясняется неточным переводом или иными нюансами.
Э. Кон-Винер в «Истории изобразительных искусств» оценивает древние изображения следующим образом: «Первобытный человек, дикарь, обладает такой свежестью глаза, таким непосредственным отношением к природе, что его пещерные рисунки каменного периода являются чисто импрессионистскими; это непосредственно воспринятые и непосредственно переданные впечатления природы»[15].
Леонардо да Винчи утверждал, что первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену[16]. Вспоминая его слова советские художники добавили:…. Можно ли допустить, чтобы последним изображением стала тень человека, испепеленного ядерным взрывом?[17]
[1] Бенуа А. История живописи всех времен и народов. В 4 т. Т.1. История пейзажной живописи. СПб.: Издательство «Шиповник», 1912. – 542 с. С. 14
[2] Окладников А.П. Утро искусства. Ленинград: Издательство «Искусство», 1967. – 136 с. С. 60
[3] Обермайер Г. Доисторический человек. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. – 687 с. С. 269
[4] Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. – 298 с. С. 55
[5] Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. – 298 с. С. 56
[6] Бенуа А. История живописи всех времен и народов. В 4 т. Т.1. История пейзажной живописи. СПб.: Издательство «Шиповник», 1912. – 542 с. С. 14
[7] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 26
[8] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 29
[9] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 60
[10] Гомбрих Э. Тени в западном искусстве. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. – 87 с.
[11] Обермайер Г. Доисторический человек. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. – 687 с. С. 268
[12] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 87
[13] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 88
[14] Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с Древних времен до XIX столетия. Книга 1-3. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 877 с. С. 90
[15] Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств М.: Сварог и К, 2000. – 217 с. С.9
[16] Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. СПб.: Пальмира, 2017. – 413 с.
[17] Обращение VI съезда художников СССР к художникам мира // Художник. – 1983. - №6. – С. 34-35