Тема мышления роста – одна из моих любимых. Ранее на канале уже выходили статьи об этом:
Земляника и прокачка мышления роста
Я уверена, что каждый родитель и учитель должен досконально знать тему мышления роста, так как исследования показывают, что наличие у ребёнка мышления роста (установки, что знания можно накапливать, навыки можно развивать и доводить до мастерства, но для этого кому-то понадобится 10000 часов, а кому-то 50000) – это важнейший фактор его успешности в учёбе и в дальнейшей взрослой жизни. Говоря более научным языком, каждый взрослый, который соприкасается с ребёнком (в семье и в школе) должен как свои пять пальцев знать про нейропластичность, уметь применить это в воспитании и обучении. Но не только! Про нейропластичность (на бытовом языке - мышление роста) нужно ребёнку умело донести.
Сегодня поделюсь с вами 7 идеями о том, как это сделать. Идеи можно применять дома и в школе.
1. Рассказывайте ребёнку про мозг.
Конечно, материал должен соответствовать возрасту, но в целом до ребёнка нужно умело донести:
· из каких зон состоит мозг, за что каждая зона отвечает,
· про нейроны и синаптические связи, которые образуются в результате интеллектуального труда, обучения, познания нового,
· про ценность ошибок, про то, что в мозге происходит при совершении ошибки, про то, как мы на них учимся,
· про то, что мозг - "наша прелесть", говоря словами Голума, если его применять правильно, он даст суперсилы, его надо беречь, не пичкать гадостью в виде стимуляторов, качественно кормить, в меру напрягать и в меру давать отдых, обеспечивать себя качественным сном, во время которого он вообще-то работает, сортирует, прибирается.
Не волнуйтесь, вам не нужно для этого быть биологом. Я не биолог, но тема мозга – одна из самых любимых у нас с детьми. Сейчас я работаю над курсом, где через опыты и эксперименты будем познавать с детьми все самое важное про мозг. Всё, что важно знать про мозг ребёнку, очень неплохо описано в специальных детских книжках. Они вам в помощь. Кстати, ранее я составляла подборку из 6 классных книг про мозг, найдёте ее по ссылке.
А если вы сами проявите к теме интерес, посмотрите про мозг кучу популяризаторских лекций, прочтёте кучу книг про мозг для чайников, то поверьте, вы без особой подготовки базовые вещи сможете рассказать даже 4-летке (слово «даже», потому что, чем ребёнок младше, тем сложнее объяснять предметы естественно-научного цикла). Я с дочкой как раз с 4 лет начала про мозг разговаривать. Проверено. Спокойно базовые вещи можно донести.
2. Делитесь новыми и удивительными фактами про мозг и когнитивку.
Знаете ли вы, что нейронов в мозге около 90 миллиардов? И что они производят около 60 Ватт электричества, можно лампочку зажечь. А если все нейроны соединить цепочкой, получится дорога длиной 860 км.
А знаете ли вы, что воспоминание совершенно не представляет собой процесс копирования, как на ксероксе, как думают многие? Каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, мы заново конструируем образ, который хотим вспомнить. Поэтому он никогда-никогда не будет у одного человека в воспоминаниях похож с другим и точно не будет похож на то, что на самом деле произошло. Мы так часто обвиняем людей во лжи, когда они передают те или иные события неточно, при этом они реально могут быть уверены, что говорят правду.
Знаете ли вы, что количество синапсов у 2-летки больше, чем у 10-летки и тем более больше, чем у вас, взрослого? До 2 лет ребёнок, благодаря питательной окружающей среде, знакомится с огромным количеством видов деятельности, каждое новое знакомство создаёт новые синаптические связи, но потом мы не в состоянии все эти виды деятельности продолжать на мастерском уровне, поэтому неиспользуемые синапсы отмирают. Перестал рисовать, синапсы отмирают. Но крутая новость в том, что их можно в любом возрасте восстановить, хотя чем старше, тем медленнее, но все равно можно. Поэтому для когнитивного долголетия учиться нужно всю жизнь.
Чтобы про все это с ребёнком говорить, безусловно надо рыть информацию самому. Я подписана на несколько крутых популяризаторов темы мозга (В.Дубынин, П.Кривых, Ali Abdaal, Anastacia Kay), на научные журналы Academia, Pubmed, Journal, Nature и др. Как только появляется что-то новенькое про мозг, про наше поведение, про наши когнитивные способности, я делюсь с семьей. И если появляется исследование, которое опровергает какие-то предыдущие, это нормально, наука в этом и состоит – постоянно ставит под сомнение то, что нам известно. В итоге сын уже подсел, тоже стал интересоваться и отслеживать. Закон педагогики: чтобы заразить детей какой-то темой, они должны видеть, что вы ей горите.
3. Создайте модель мозга.
Любые активности, где нужно раскрасить зоны мозга или сделать модель мозга, подойдут. Ещё я очень люблю делать с детьми модель нейронов.
Дам некоторые примеры активностей. К сожалению, на русскоязычном пространстве я нашла много поделок «Модель мозга» просто красивых, классных в качестве арт-объекта, но не познавательных с точки зрения фундаментальных знаний (кстати, если вы такие на русском найдёте, дайте в комментарии, пожалуйста). Поэтому дам те ресурсы, по которым сама провожу эти активности с детьми, они на английском, но по картинкам все поймёте:
Модель мозга из пластилина (смотреть со страницы 16)
Модель мозга в виде шапки из бумаги
Модель нейрона из подручных средства
4. Сделайте с детьми мотивационные плакаты про мозг.
Здесь важно, чтобы на плакате были какие-то слова и фразы, дающие установку на мышление роста. Что-то типа «Ошибки – наши друзья» или «Никогда не сдавайся» или «Моцарт не был бы Моцартом без 10 000 часов». Можно с детьми конкурс устроить на лучшие мотивирующие фразы.
5. Нормализуйте ошибки.
Следите за тем, что вы не стыдите за ошибки, особенно когда ребёнок ещё только осваивает какой-то навык. Вообще никогда не стыдите, но в процессе освоения это критично. Объясните ребёнку, что ошибка – это друг, правда, только тогда, когда мы её внимательно изучили и взяли в опыт. Про ошибки и их нормализацию у меня есть отдельные статьи:
Как показать ребенку, что на ошибках учатся
Учу свою дочку не бояться ошибок
Урок про мышление роста и ошибка в начальных классах
6. Рефлексируйте в нужные моменты.
Как только наблюдаете, что ребёнку помогло мышление роста, отмечайте это. «О, смотри, ты так много работал над этим проектом, и какой результат!» «Ничего себе, как сильно ты продвинулся за эти два месяца ежедневного труда». А в моменты, когда ребёнок хочет опустить руки и уверен, что у него не получится, напоминайте его историю успеха: «Вспомни, как в прошлый раз ты использовал мышление роста, как ты старался, сколько усилий приложил, и всё получилось, хотя в начале пути это тоже казалось невозможным».
7. Визуализируйте мышление роста.
Сюда подойдут любые ваши идеи про то, как показать в динамике, что мозг растёт, становится сильнее, а нейронные связи крепче. Мне очень нравится с детьми при старте какой-то новой интеллектуальной активности рисовать мозг (или распечатать готовый) и каждый день подрисовывать мозгу мышцы. Это классная визуализация того, что наш мозг становится сильнее с каждым новым занятием. Очень хорошо детям заходит, когда нужно заниматься чем-то скучным, но важным для обретения фундаментальных знаний, например, выучить неправильные глаголы или прорешать сотни примеров на раскрытие скобки.
Можете сделать какую-то свою визуализацию, например вырезать мозг из картона, а мышцы приделать из пластилина, начать с ребёнком заучивать наизусть поэму к конкурсу и добавлять каждый день пластилин в мышцах после повторения поэмы. Можно нарезать кусочки пряжи и каждый день приклеивать их друг на друга. Пусть это будет ваш полёт фантазии.
Если у вас есть классные идеи про то, как на пальцах объяснять детям тему мышления роста, делитесь.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.