Найти в Дзене

Как показать ребенку, что на ошибках учатся

Покажу на пример этой барышни
Покажу на пример этой барышни

Чтобы развить в ребёнке мышление роста и научить его учиться, очень важно закрепить в нем концепцию «Ошибки – наши друзья, если мы их проанализировали и взяли в опыт».

Расскажу про классное совместное 5-минутное занятие с ребёнком для этого. Подойдёт детям дошкольного и младшего школьного возраста. Кстати, ранее я публиковала статью с уроком "Про мышление роста и ошибки" для младших классов.

1. Берем ребёнка. В идеале сразу после того, как он допустил ошибку.

2. Спрашиваем, как он себя чувствует. Пусть называет любые эмоции, круто, если назовёт те, что принято считать негативными: злость, грусть, стыд и тд.

3. Берём лист чистой бумаги, сминаем его, должен получиться комок.

Это наши с Варей комки
Это наши с Варей комки

4. Кидаем комок от души, вложив в это все эмоции, которые испытали от ошибки.

Варя кидает свой комок
Варя кидает свой комок

5. Находим свой комок, разглаживаем. Показываем ребёнку получившиеся морщинки. Они похожи на борозды мозга. Именно так мозг становится сильнее, а мы становимся умнее – на ошибках.

6. Берём маркеры и отмечаем все борозды.

Варя прорисовывает борозды
Варя прорисовывает борозды

7. Самое ценное – всё, что ребёнок говорит, когда раскрашивает борозды. А вы вместе с ним в это время рефлексируете. Вот пример того, что мы обсуждали с Варей:

«Мам, ого, у тебя больше борозд. Значит, ошибок больше?»

«Ага, я дольше живу на свете»

«Мам, смотри, вот эта маленькая борозда – это моя ошибка, когда я разбила ёлочную игрушку»

«Чему тебя это научило?»

«Что в ёлочные игрушки не стоит играть, ими надо только украшать. А вот эта толстая борозда – это моя большая ошибка. Помнишь, я сказала, что у меня голова болит в школе, и вы меня забрали? Я тогда обманула, очень хотела домой. Но это была ошибка, в итоге вы меня сразу не забрали, я ещё час сидела у медсестры, лучше я бы была в классе с детьми. Плюс, вы переживали».

«Тебе помочь раскрасить?»

«Нет, мам, ты что? Это мои ошибки!»

«И то правда. Над своими ошибками важно самому поработать. А значит, и покрасить лучше самому».

7. Потом эту «карту мозга» можно сохранить и как только ребёнок расстраивается из-за ошибки, вытаскивать и напоминать

PS Варе так понравилось, что она захотела сделать 5 карт мозга и меня заставила сделать столько же. А потом мы устроили выставку ошибательных (зачеркнуто) сногсшибательных мозгов.

Наши сногсшибательные мозги
Наши сногсшибательные мозги

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.