Чтобы развить в ребёнке мышление роста и научить его учиться, очень важно закрепить в нем концепцию «Ошибки – наши друзья, если мы их проанализировали и взяли в опыт».
Расскажу про классное совместное 5-минутное занятие с ребёнком для этого. Подойдёт детям дошкольного и младшего школьного возраста. Кстати, ранее я публиковала статью с уроком "Про мышление роста и ошибки" для младших классов.
1. Берем ребёнка. В идеале сразу после того, как он допустил ошибку.
2. Спрашиваем, как он себя чувствует. Пусть называет любые эмоции, круто, если назовёт те, что принято считать негативными: злость, грусть, стыд и тд.
3. Берём лист чистой бумаги, сминаем его, должен получиться комок.
4. Кидаем комок от души, вложив в это все эмоции, которые испытали от ошибки.
5. Находим свой комок, разглаживаем. Показываем ребёнку получившиеся морщинки. Они похожи на борозды мозга. Именно так мозг становится сильнее, а мы становимся умнее – на ошибках.
6. Берём маркеры и отмечаем все борозды.
7. Самое ценное – всё, что ребёнок говорит, когда раскрашивает борозды. А вы вместе с ним в это время рефлексируете. Вот пример того, что мы обсуждали с Варей:
«Мам, ого, у тебя больше борозд. Значит, ошибок больше?»
«Ага, я дольше живу на свете»
«Мам, смотри, вот эта маленькая борозда – это моя ошибка, когда я разбила ёлочную игрушку»
«Чему тебя это научило?»
«Что в ёлочные игрушки не стоит играть, ими надо только украшать. А вот эта толстая борозда – это моя большая ошибка. Помнишь, я сказала, что у меня голова болит в школе, и вы меня забрали? Я тогда обманула, очень хотела домой. Но это была ошибка, в итоге вы меня сразу не забрали, я ещё час сидела у медсестры, лучше я бы была в классе с детьми. Плюс, вы переживали».
«Тебе помочь раскрасить?»
«Нет, мам, ты что? Это мои ошибки!»
«И то правда. Над своими ошибками важно самому поработать. А значит, и покрасить лучше самому».
7. Потом эту «карту мозга» можно сохранить и как только ребёнок расстраивается из-за ошибки, вытаскивать и напоминать
PS Варе так понравилось, что она захотела сделать 5 карт мозга и меня заставила сделать столько же. А потом мы устроили выставку ошибательных (зачеркнуто) сногсшибательных мозгов.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.