Друзья, я много на канале пишу про мышление роста и про то, как важно с раннего возраста нормализовать отношение к ошибкам. Ведь они наш главный драйвер обучения. В 2011 году исследования Мозера (Moser) подтвердили, что у мозга есть два типа реакции на ошибку: 1) негативная реакция на ошибку, которая выражается как повышение электрической активности мозга в связи с тем, что он сталкивается с конфликтом между правильным ответом и ошибочным, 2) позитивная реакция на ошибку, это сигнал, который фактически осознаётся человеком как мысль уделить осознанное внимание ошибке, подумать над ней. Пиаже называл это критическим моментом для обучения. Здесь важно схватиться за этот момент, убедиться, что мы испытываем это расстройство, это напряжение, осознать это и уделить ошибке внимание. А вот каким будет это внимание? Посыпанием головы пеплом? Уходом в позицию «какая же я дура, ничего не могу сделать нормально»? Стыд и страх? Или глубокий анализ, рефлексия и обучение? Зависит от отношения, которое мы формируем.
А сегодня хочу просто поделиться совсем маленькой зарисовкой из нашей семейной жизни, в которой я пытаюсь учить своих детей не бояться ошибаться. Честно признаюсь, что с переменным успехом, ведь я про мышление роста узнала только несколько лет назад. Хотя (как выяснилось теперь, когда появились исследования) мои родители во мне интуитивно формировали мышление роста, даже не зная об этом. Но ведь я ходила в школу. У кого в школе не возникало страха ошибок? Если у вас, то вы счастливчик. Мой страх ошибок возник сначала в саду, потом закрепился в школе. В моей школе было: «С исправлениями не сдаём», «За исправление минус балл», «Больше всех ошибок допустил Васильев», «Молодец, ни одной ошибки» и так далее. Всё это было. Поэтому родители, безусловно, дали многое. Но ведь и в школе я проводила большую часть дня. Когда я узнала о мышлении роста, сделала вывод, что не могу на сто процентов сказать, что оно у меня есть. И начала себя прокачивать. Дети в этот момент уже были. Поэтому какие-то ошибки я успела допустить. Что-то и сейчас у меня не на автомате. Но я очень стараюсь.
Вот наш вчерашний опыт с Варей. В последнее время она просит поиграть с ней в школу. Просит, чтобы я была учителем, а она ученицей. У меня для этого случая как раз были припасены разные тетради и методички для развития читательской и писательской грамотности. Я однажды показала их Варе. Сказала, что когда-то можем поиграть в школу. Где-то полгода они лежали. И вот недавно её заинтересовали эти тетради, она стала просить играть в школу с использованием этих тетрадей. Я подумала: «Круто! Будем в игровой форме развивать читательскую и писательскую грамотность».
Сначала она просила ставить ей отметки. У неё в саду нет отметок. Поэтому я спросила, откуда она взяла эту идею. Узнала от брата и из мультика «Три кота», что в школе ставят отметки. Вы знаете моё отношение к отметкам и к оценкам. Конечно, я не могла согласиться.
Пришлось какое-то время с Варей работать на тему отметок, прояснять, что не во всех семьях так, как в «Трёх котах», не везде мама будет ругаться, если не получила пятёрку. И что вообще не везде бывают пятёрки. У Ярослава, например, высший балл — это восьмёрка. А главное, что отметка всего лишь показывает, что ещё тебе надо узнать, чему ещё доучиться. Взяли с ней рулетку, измерили её рост. Отметили на стене. 105 см. Потом показала, где 120 см. Сказала: «Смотри, вот мы с тобой недавно были на каруселях, где нужно было иметь рост 120 см, чтобы кататься. Твой рост сейчас 105. И это всего лишь цифра, которая не показывает, плохая ты или хорошая. Она лишь о том, сколько ещё тебе нудно вырасти до той карусели. Вот со знаниями и навыками так же. Отметка — это лишь цифра. Она показывает, что ещё надо узнать, чтобы дойти до определённого уровня». Когда Варя поняла, что отметка — это не про хороший-плохой, и что это абсолютно не влияет на размер любви к ней, интерес к отметке быстро пропал. Теперь можно играть в школу.
Вот как прошло первое. Показала Варе разные задания. Некоторые не заинтересовали совсем. Некоторые она выбрала и сказала, что будет делать. Я рассчитывала, что её хватит минут на 10. Но в итоге она не хотела бросать минут сорок. Начала делать самое первое — дорисовать палочки по образцу. Нарисовала первую палочку и... конечно, не попала, вышла за границу клеточки. Реакция на ошибку моментальная: «Ой!» и глаза на меня. И вот он, этот критический момент. Как я отреагирую? Я улыбнулась. Варя снова посмотрела в тетрадь:
— Я сделала неправильно.
— Что именно?
— Она вылезла за клетку.
— А как думаешь, что надо делать, чтобы она не вылезала?
— Наверно, стараться.
— А как это?
— Аккуратнее?
— Главное, медленнее.
Она попробовала медленнее, но всё равно вышла за грань. Потом опять медленнее, за грань уже не вышла, но палка была кривая. Но ей было уже нестрашно. Однако я увидела, что и мотивация делать красиво будто пропала. Я секунду подумала. Нашла выход:
— У меня идея.
— Какая?
— А давай, когда ты закончишь, мы в каждом ряду выберем королеву красоты? Самую красивую.
— Давай!
С высунутым языком Варя продолжила. Потом мы выбирали победительницу. Причём она попросила отдельно меня голосовать и отдельно голосовала сама. И ей было важно, что наши выборы не совпадают. В итоге в каждом ряду у нас было по две победительницы. Над ними мы рисовали короны и звезды.
Вот примерно в таком духе мы теперь играем в школу. Не каждый день. Только когда у неё есть для этого настроение.
Друзья, нужны ваши советы. Накидывайте. Как вы нормализуете отношение к ошибкам у дошколят? На разных активностях? Развитие грамотностей, бытовые навыки, мягкие навыки и так далее. Любые примеры ваших диалогов. Давайте в комментариях сделаем копилку таких классных фраз, диалогов и идей.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.