Продолжаем знакомиться с историей русского броненосного флота и сегодня завершаем описание похода броненосного фрегата "Петропавловск", который сейчас знаком лишь любителям истории, но в свое время был одним из лучших кораблей флота, к тому же и сильнейшим. Возможно по этой причине как то летом 1876 года его отправили в "круиз" в теплые и гостеприимные воды Средиземного моря, показать флаг, так сказать, а заодно подкрепить интересы России в том регионе. В принципе получилось, впрочем судить вам, дорогие читатели.
Начало "одиссеи" броненосного корабля "Петропавловск" читать ЗДЕСЬ и ТУТ
Итак, как мы помним, "Петропавловск" совершил переход из Неаполя в Геную, куда и прибыл 19 ноября 1876 года.
На рейде Генуи "Петропавловск" встретил русский корвет «Аскольд», и ни одного военного иностранного судна. Согласно уставу, с фрегата произведен был национальный салют в 21 выстрел, на что с крепости тотчас же получен был ответ тем же числом. Окончив возложенное контр-адмиралом Бутаковым поручение, командир фрегата в 7 часов вечера 20 ноября оставил Геную для следования в Специю. Переход был сделан под парами малым ходом при легком SO-ветре с большой пасмурностью, так что, подойдя на другой день в 6 часов утра к меридиану рейда Специи, из-за крайне густого тумана могли войти на рейд только в 8 часов утра, бросив якорь на глубине 6 сажень. На этом переходе было израсходовано 2600 пудов угля для машины.
Придя на рейд Специи, фрегат произвел национальный салют в 22 выстрела, на который с стоявшего на рейде итальянского броненосного фрегата «Принципе Амадео» под флагом командира порта контр-адмирала Мартини тотчас же было отвечено тем же числом выстрелов. По окончании его с фрегата «Петропавловск» был произведен снова салют флагу контр-адмирала в 13 выстрелов, и на этот салют с флагманского фрегата «Принципе Амадео» немедленно отвечено тем же числом. Как видим - традиции превыше всего, как и взаимная вежливость.
Кроме флагманского судна, почти разоруженного, на рейде стоял деревянный учебный артиллерийский фрегат «Ла Мария Алайде» с весьма разнокалиберными орудиями.
По окончании всех официальных формальностей на рейде, командир сделал визит командиру порта, контр-адмиралу Мартини, жившему на берегу, и префекту города. Итальянский адмирал принял его очень любезно и тотчас предложил к услугам фрегата все мастерские порта, если встретится надобность, а командиру и офицерам - осмотреть доки и все адмиралтейство и присутствовать при опытах, которые должны были начать через две недели над 100-тонным орудием Армстронга, имеющим вес в 6200 пудов. Кроме того, общество итальянских морских офицеров в тот же день прислало приглашение командиру и офицерам быть временными членами морской библиотеки и морского собрания. Надо сказать, что любезность итальянцев пришлась очень кстати, у русского флота не было базы в Средиземном море, так что легкие повреждения, которые неизбежно появлялись от случая к случаю, приходилось устранять своими силами или откладывать до Кронштадта.
Поэтому, по прибытии в Специю на фрегате тотчас же приступили к исправлениям по корпусу и механизму, продолжившимся 8 мая 1877 года, когда фрегат оставил порт Специю уже для следования обратно в Кронштадт.
Таким образом, русский корабль практически пять с половиной месяцев простоял в Специи, и если все это время он устранял повреждения, то надо сказать, что решение не брать фрегат к берегам Америки из-за его ненадежности было верным. К сожалению, в рапортах командира фрегата не указано что конкретно вызвало такие проблемы. Хотя просто это время необходимо было просто присутствие русского боевого корабля в Средиземном море.
Зима в Италии прошла как то незаметно и вскоре в Санкт-Петербурге решили вернуть корабль на Балтику Вследствие полученной командиром фрегата телеграммы от управляющего Морским министерством требующего следовать фрегату в Кронштадт 8 мая, уже в 6 часов вечера того же дня были окончены все работы и расчеты по исправлению машины и котлов с заводом "Ансальдо".
Фрегат снялся с якоря под парами, рассчитывая зайти в Картагену (Картахену), и если погода будет благоприятствовать, то прямо в Кадикс. На борт фрегат были приняты с проданной в Неаполе шхуны «Келасуры» 7 офицеров, 1 гардемарин, 43 нижних чина, с багажом, койками и оружием и 4 стальные 4-фунтовые пушки.
Выйдя из бухты Специи, "Петропавловск" взял курс на мыс Св.Антония, и 12 мая, в 13.30 бросил якорь на рейд Картагены. Все плавание от Специи до Картагены было совершено за трое суток и 4 с половиной часа, имея пары в 4-х котлах, при ходе 6-8 узлов и почти постоянном противном ветре (силой от 6-7 баллов). По рапорту командира, действия котлов и машины были вполне исправны. Однако заход в Картагену был вынужденным и вызван тем обстоятельством, что вследствие противных ветров значительно уменьшился ход фрегата, при той же трате угля, которого уже по расчету не хватило бы до Кадикса. К тому же вмешались и внешнеполитические условия. 12 (24) апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, так что встреча с турецкими кораблями по пути следования фрегата не исключалась. В связи с этим, в ожидании возможности встретиться с военными турецкими судами, командир фрегата не решился брать много "лишнего" угля в батарею, чтобы иметь свободными орудия для действия. Признаем, что это было разумная предосторожность.
На переходе русский броненосный фрегат не встречал военных судов, исключая испанский военный фрегат, крейсировавший под парусами с воспитанниками морского училища в виду Картагенского рейда, хотя за неделю до выхода фрегата в Специи ходил слух, что в проливе Бонифачио видели два броненосных корвета под русскими флагами, а потом эти же суда видели будто бы у Балеарских островов под турецкими флагами. Из купеческих судов встретили: трехмачтовый барк под австро-венгерским флагом, шедший полным ветром из Италии в Лионский залив, а другой почти все время держался с фрегатом, следуя из Лионского залива в Картагену. Весь переход был сделан с заряженными орудиями и минами и со всеми предосторожностями военного времени.
В Картагене, по соглашению с властями, командир фрегата тотчас же произвел национальный салют в 21 выстрел, на что с крепости получили ответ тем же числом. Затем он отсалютовал флагу командира порта контр-адмиралу Дуран и получил ответ с учебно-артиллерийского фрегата «Ферролана». Кроме этого деревянного фрегата на рейде стояла испанская броненосная канонерская лодка «Толедо» и в гавани вооруженные броненосные фрегаты «Витториа» и «Сагимто» и фрегат «Мендез Нуньес», блиндированный только у машины. Командиром порта очень любезно были предложены услуги арсенала, но фрегат не имел ни в чем надобности. Интересно как командир русского фрегата фиксирует иностранные боевые корабли в портах!
Для справки: Угля на этом переходе израсходовано 18110 пуд., на сумму 13710 франков 50 сантимов. Такая вот точность!
Закончив погрузку угля в Картагене, броненосный фрегат «Петропавловск» 15 мая в 6 часов вечера снялся с якоря под парами в 4-х котлах вышел в море для следования в Ферроль и при ясной погоде и тихом ветре взяв курс на мыс Каподе-Гата. 16 мая в 4 часа утра, пройдя траверз маяка Геновес в расстоянии 10 миль, взяли курс в середину Гибралтарского пролива. 17 мая, в 5 часов утра, при подходе к Гибралтарскому проливу, усилилось противное течение до того, что ход не превышал всего 3-х узлов, этому командир фрегата решил развести пары во всех 6 котлах и только тогда, на 6 узлах, в 6.15 утра, прошли входный мыс Цента. 18 мая в 7 часов утра, пройдя траверз мыса Винсент в расстоянии 15 миль, русский корабль взял курс по главному компасу на N.
Как пишет командир фрегата: "...Ветер отошел к W, стал свежеть, и сделалось пасмурно. Поставив все паруса, фрегат пошел по 8,5 уз. При этом ход очень задерживался продолжавшеюся крупной NW зыбью. Но фрегат очень легко входил на волну, так что на баке было совершенно сухо".
19 мая, в 14 часов, пройдя параллель мыса Сент Рока, "Петропавловск" взял курс по компасу на NNO; к рассвету ветер еще посвежел до 8 баллов, и по временам шел дождь. Желая сохранить уголь, чтобы с уверенностью дойти до Ферроля, командир фрегата приказал в полдень загрести жар в котлах. Без паров, с лиселями с левого борта, фрегат шел 6,5 уз, но это продолжалось недолго. В два часа пополудни пришел сильный шквал с дождем, и после того очень скоро совершенно стихло, почему фрегат "вступил под пары" и, несмотря на маловетрие от W, нес марсели и брамсели, так как NW зыбь еще усилилась, и фрегат, хотя несколько удерживался этими парусами от боковой качки, но все-таки имел размахи в обе стороны до 31°. Любопытно, что не смотря на свои размеры, броню, наличие машины "Петропавловск" довольно уверенно использовал свое парусное вооружение!
Качка фрегата была, впрочем, чрезвычайно плавная. При этом командир фрегата убедился, что добавочное крепление орудий было вполне удовлетворительно, равно как крепление гребных судов в рострах и задрайка клюзов и портовых ставень; последние не пропускали воды ни капли.
В полночь 20 мая, убедившись, что у фрегата не хватит угля до Ферроля, решились зайти в порт Виго. Взяв курс на NО-20° в четыре часа утра увидели входный маяк Силлегра. В 7.20 утра, пройдя траверз маяка Силлегра, на борт фрегата приняли лоцмана и в 8 часов утра русские бросили якорь на рейде Виго на глубине 13 сажень.
На рейде находилась из военных судов только испанская канонерская лодка «Фуриа». По соглашению, через нашего вице-консула, с местными властями, произвели салют в 21 выстрел, на что получили с крепости ответ тем же числом. Капитаном порта немедленно были предложены услуги арсенала, но фрегат ни в чем не имел надобности. Интересно, что в большинстве портов администрацией предлагались услуги арсенала - может это был коммерческий интерес в первую очередь, а не простая любезность?
Все плавание от Картагены до Виго, в 804 мили, было совершено за 4 суток и 14 часов, при ходе 6-8,5 уз. Этот переход показал, что фрегат вследствие обрастания подводной части потерял в ходе до 3/4 уз, при том же паре и числе оборотов винта, при том же углублении и дифференте, с каким год тому назад вышел из Кронштадта. И это несмотря на то что подводная часть была очищена в Неаполе портовыми водолазами (то есть почти полгода назад, из которых пять месяцев корабль находился в Специи). Сразу возникает вопрос - почему весной в Специи не стали чистить днище?
21 мая 1877 года, традиционно, в день тезоименитства его императорского высочества генерал-адмирала, фрегат расцвечивался флагами, и в полдень был произведен салют в 21 выстрел. Стоявшая на рейде испанская канонерская лодка тоже, следуя фрегату, расцвечивалась флагами, и с береговой батареи единовременно был произведен салют в 21 выстрел, после которого с батареи было спущено большое количество ракет. В тот же день командир лично благодарил главного командира за принятое участие в нашем торжестве. Как говорится праздник Генерал-адмирала надо отмечать где бы не находились! Хорошая традиция!, )
Окончив погрузку угля, 22 мая в 2 часа 45 мин пополудни фрегат "Петропавловск" под парами снялся с якоря из Виго для следования не в Шербург, как предполагал командир, а, вследствие полученного приказания от управляющего Морским министерством, в Брест на соединение с фрегатом «Светлана». На тот момент "Светлана" с великим князем Алексеем Александровичем на борту совершала переход через Атлантику после визита в Североа-Американские Соединенные Штаты.
При выходе из бухты Виго фрегат встретил ветер от SW силою до 7 баллов при волнении в 5 баллов, причем ветер все усиливался и дошел до 9 баллов, а волнение увеличилось до 8 баллов.
Командир отметил: "...Как только вышли из бухты, курс взяли на NtW, вдоль берега, к мысу Финистер и поставили марсели в один риф, брамсели, фок, триселя и грот-стень-стаксель. Скорость была 9 уз.
В полдень 23 мая, пройдя Финистер, фрегат взял курс NOtN 40° по главному компасу, держась далее от Бискайской бухты. По мере удаления фрегата от мыса Финистер ветер переходил в W и наконец зашел к NW при той же силе, зыбь же быстро перешла также в NW-ю, видимо, прежде здесь бывшую, с силой до 9 баллов. Барометр продолжал подниматься. Чтобы уменьшить хотя бы несколько размахи фрегата, столь вредно отзывавшиеся на его корпус, вынуждены были рисковать парусами, пришлось нести брамсели.
Несмотря на крепость корпуса и подготовку команду обойтись такой шторм без повреждений не удалось. Размахи корпуса, бывшие в обе стороны до 32°, сделались на ветер только 26°, но зато в полночь, когда ветер еще усилился и необходимость заставила убрать брамсели, то, при креплении, их разорвало, и около того же времени неправильной волной, с наветра с левого борта, вышибло на эволюционной, выдающейся наружу, площадке у грот-мачты, палубные доски и орудийный погон.
24 мая в полдень "Петропавловск" взял курс на маяк Уессант (Ouessant); ветер сделался тише, но погода стала пасмурнее. Около полуночи того же числа, согласно счислению, открылся маяк Уессант, увидя его, убрали паруса и пошли под одними парами далее к входу в бухту Брест. Однако все оказалось не так просто, вследствие усилившейся пасмурности не удалось получить лоцмана, и русский броненосный фрегат был вынужден вернуться назад. Вскоре у маяка Уессант с рассветом увидели подошедший на вид маяка под контр-адмиральским флагом фрегат «Светлана». Удачная встреча!
Подняв свои позывные и дав знать сигналом, что фрегату "Петропавловск" предписано присоединиться к фрегату "Светлана", русские корабли держались вместе до 2 часов 30 мин пополудни 25 мая вблизи маяка. В 14.30 туман прочистился, и фрегат «Петропавловск», следуя в кильватер фрегату «Светлана», пошел к входу в бухту Брест. В 7 часов вечера наконец то приняли лоцмана и под его проводкою вошли на Брестский рейд, где на глубине 12 сажень бросили якорь в 10 часов 30 мин вечера.
Командир фрегата в рапорте зафиксировал: "...Все плавание от Виго до Бреста в 480 миль совершено за трое суток и 7 часов, из которых двое суток и 9,5 часов фрегат шел под парами и парусами, остальное время под парами; ход был 8-9,5 уз, наибольший размах под ветер 32°, качка плавная, и только одна волна (!!) с наветра попала на палубу шкафута. Парусность оказалась крайне мала; идя без паров, 14 R от ветра, под всеми парусами и лиселями с левого борта имели только 6,5 уз ходу. При попутном ветре порывы были очень тяжелы для рангоута, так как фрегат по своей тяжести не легко поддавался усиливавшемуся ветру. Котлы и машина работали вполне удовлетворительно".
Получив в Бресте предписание начальника отряда свиты его величества контр-адмирала Бутакова следовать в Кронштадт, фрегат "Перопавловск" 1 июня 1877 года в 9 часов 30 мин. снялся с рейда под парами, отсалютовал флагу адмирала и вышел в море при легкой и ясной погоде. Весь переход Английским каналом сопровождался туманом при ветре NNO силою до 3-х баллов. В Немецком море барометр поднялся до 30,43. При том же ветре и с тою же силою, но при совершенно ясном безоблачном небе, и только у берегов Норвегии ветер перешел к NNW, что дало возможность нести при парах и паруса.
Для справки: Все плавание от Бреста до Христианзанда, в 900 итальянских миль (странно, что применили в данном случае эту меру длины), фрегат совершил в 4 суток 18 часов при ходе от 6-8,5 узлов и при волнении не более 3 баллов. На этом переходе израсходовано угля 19400 пудов на сумму 10570 франков.
По приходе на Христианзандский рейд фрегатом был произведен национальный салют в 21 выстрел, на что с крепости тотчас было отвечено тем же числом выстрелов. Окончив погрузку угля, 9 июня в 6 часов 30 мин утра фрегат «Петропавловск» снялся с Христианзандского рейда под парами с якоря, следуя к выходу в море. Пройдя меридиан маяка Окс-Э и ссадив лоцмана, взяли курс на маяк Скаген. В 10 часов вечера увидели маяк Винго, а в 1 час пополуночи 9 июня переменили курс на StW, течением фрегат сильно подавало к левому берегу. В 1 ч 45 мин прошли траверз маяка Нидиген в расстоянии 21 мили.
В полночь 15-го прошли траверз Ревельстейнского маяка; в 7 часов 30 мин утра обогнули южную оконечность острова Гогланд. В 4 часа пополудни бросили якорь на большом Кронштадтском рейде. Подходя к рейду, отсалютовали крепости 7-ю выстрелами; но когда приблизились к стоявшим судам на рейде и рассмотрели флаг его императорского высочества Генерал-адмирала, поднятый на пароходофрегате «Олаф», тотчас же произвели салют в 21 выстрел, на который с пароходофрегата «Олаф» сделан был ответ 7 выстрелами. В таких делах ошибаться нельзя!
Командир фрегата подвел итог: "... Весь переход от Христианзанда до Кронштадта был сделан за 6 суток и 10,5 часов: Скагерак, Категат и Бельт были пройдены с пасмурностью при противных ветрах от SW и SSO со скоростью 6-6,5 узлов. Балтийское море и Финский залив прошли под парами и парусами, с ясной погодой при попутных ветрах от NW и SW, со скоростью от 8 до 9,5 узлов. Котлы и машина весь переход действовали вполне удовлетворительно. На этом переходе угля израсходовано 25500 пудов, на сумму 14888 фр. 29 сант."
Для справки: 1 сантим - бронзовая (1 грамм) монета, одна сотая франка.
Это был последний дальний поход броненосного фрегата "Петропавловск". Он больше не ходил так далеко, на русско-турецкую войну 1877-1878 годов он провел на Балтике. Причем ему повезло больше чем его собрату "Севастополю", который летом 1877 года разоружили, в 1886 году исключили из списков флота и в 1887 году сдали на слом. "Петропавловск" числился в составе флота до 4 января 1892 года, после чего его сдали на слом, а его имя передали новому кораблю - эскадренному броненосцу "Петропавловск", строительство которого было начато 7 января 1892 года - преемственность однако.
По материалам "Морского сборника" и рапортов командира фрегата.