Проект с большим потенциалом
Международный транспортный коридор Север-Юг долгое время оставался лишь перспективным проектом, практическая реализация которого буксовала. Сейчас, когда внешнеполитический контекст вынуждает не только Россию, но и другие страны перекраивать карту международной логистики, МТК стал едва ли не спасением для внешней торговли.
В программу инвестиционных решений по развитию МТК вошло более ста проектов на общую сумму более $38 млрд в части всех видов транспорта и сопутствующей инфраструктуры.
Насколько выгоден МТК «Север-Юг» рассказали здесь.
МТК включает в себя три траектории движения транспорта и грузов:
- Западную (через азербайджанскую территорию)
- Восточную (через территории Казахстан и Туркменистан)
- Транскаспийскую (через морские порты на Каспии)
Самый загруженный на сегодняшний день – Западный участок маршрута. Раскрытие всего потенциала МТК – задача ближайших нескольких лет. Сейчас по нему идут грузы преимущественно в Азербайджан и Иран и ОАЭ, а также (в меньшей степени) - в Турцию, Армению и Пакистан.
Быстрее, дешевле, безопаснее
МТК «Север — Юг» позволяет перевозить грузы до портов Персидского залива и далее - морским путём – доставлять их в индийские порты и во многие другие порты мира. Коридор открывает широкие возможности для российского рынка и внешней торговли России с южно-азиатскими и африканскими партнёрами.
Транспортная артерия позволит переориентировать российскую экономику и внешнюю торговлю с Запада на Юг и Восток. И основное преимущество транспортного коридора в этом контексте (прежде всего в сравнении с морской доставкой через Суэцкий канал) – значительное сокращение расстояния, сроков и стоимости грузоперевозки.
Кроме того, формирование окончательной архитектуры маршрута позволит:
- Нарастить объём грузоперевозок
- Повысить эффективность транспортной инфраструктуры, в том числе для стран ЕАЭС
- Увеличить объём рынка транспортных и экспедиторских услуг
- Улучшить логистический, контейнерный, таможенный сервисы
- Повысить безопасность грузоперевозок
- Наладить взаимовыгодное сотрудничества со странами-участницами проекта
Согласно дорожной карте развития, объемы грузоперевозок по транспортному коридору к 2030 году могут вырасти до 32 млн тонн, к 2035 году – до 41 млн тонн. Как заявил Президент РФ Владимир Путин, МТК в итоге станет равноценной альтернативой и Суэцкому каналу, и Босфору, и Дарданеллам.