Найти тему
Английский с Алекс Дар

ЕГЭ по английскому через два месяца: что ещё можно успеть сделать? Советы от репетитора

Оглавление

До экзамена осталось всего два месяца, однако и этот небольшой срок можно провести с максимальной пользой. Что же ещё можно сделать за оставшееся время?

Письмо и эссе-отчет в ЕГЭ

Скорее всего, на данном этапе выпускники уже умеют писать письмо и эссе по критериям и знают шаблонные фразы наизусть. Если это не так, то самое время выучить все шаблоны и не подглядывать в готовые варианты при ответе.

Также имеет смысл писать эссе и email от руки и лучше сразу на официальных бланках: их можно легко найти в интернете, если набрать "бланки ЕГЭ 2024".

Таким образом, вы поймете, сколько места занимает письмо и эссе на бланках вашим почерком и подходит по объему (100-140 слов email, 200-250 слов эссе). Не у всех хватает времени пересчитать слова, хотя я очень рекомендую это сделать, а так хотя бы будет понятно, укладываетесь ли вы в нужный объем.

Я рекомендую писать на бланке через клеточку, чтобы было место для исправлений. Сначала пишем ответ на листе 1, потом на листе 2. Если их не хватает - поднимаем руку, зовем организатора с дополнительным бланком. Организатор подскажет, как и что заполнять на новом бланке.

-2

За исправления и перечеркивания эксперты балл не снижают, но главное, чтобы всё написанное было читабельно. Эксперт не обязан расшифровывать плохой почерк и додумывать за экзаменуемым. Вот что пишет ФИПИ (разработчик экзамена) по этому поводу:

Если слово написано правильно, а затем зачёркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот, принимается последний, не зачёркнутый вариант.
Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой.
Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой.
Если слово написано неразборчиво полностью, то это лексическая ошибка.

Возможно, в будущем ЕГЭ будет полностью на компьютере (как ОГЭ в некоторых регионах), но пока этого не произошло, нужно уметь разборчиво писать от руки. Если с этим проблема - самое время потренироваться.

Нужно ли использовать черновики?

Я бы посоветовала для экономии времени на экзамене делать следующим образом. Так как в email у нас много шаблонных фраз, которым мы знаем наизусть, имеет смысл на черновиках написать только ответы на вопросы и вопросы другу, а затем сразу писать готовое письмо на бланке. На это задание закладывают примерно 20 минут, но никто не мешает написать его быстрее.

С эссе сложнее, но опять же можно на черновиках набросать план - какие данные мы упоминаем, какие сравниваем, прописать комментарий и проблему, а затем писать сразу на бланк, так как фразы там все шаблонные. На эссе выделяют примерно 60 минут, но можно сделать быстрее. Я засекала время и на одно лишь переписывание полного эссе с черновика в бланк у меня уходит 25 минут, что достаточно много времени.

Каждый выбирает для себя, но лучше просчитать всё заранее и потренироваться писать весь экзамен с таймером. Напоминаю, что письменная часть ЕГЭ длится 3 часа 10 минут.

В каком порядке делать задания?

Задания на аудирование делаются в самом начале экзамена, вместе со всеми. Самое сложное - "настроить" уши на прослушивание. В аудиториях часто бывает эхо, плохая акустика и часто первые несколько минут уши привыкают к звучанию, прежде чем мозг начнет расшифровывать слова и понимать смысл.

Частая ошибка, которую совершают выпускники, это прослушивание аудирования дома в наушниках. Они привыкают к комфортному четкому звучанию и потом сталкиваются с жестокой реальностью на экзамене.

Лучше еще на этапе тренировки слушать звук через колонки, расположенные на расстоянии, еще и можно какой-то посторонний шум на фоне включить. Максимально приблизить к реальным условиям, так сказать. Этим и можно заняться в дни перед экзаменом.

После аудирования можно вносить ответы на него в бланк. Напоминаю, что отдельного времени для переноса ответов нет, это надо делать по ходу экзамена и лучше с этим не затягивать до последних минут.

Заранее потренируйтесь заполнять бланки нужными буквами - как это сделать, написано в демоверсии и на самих бланках.

Первая страница демоверсии и фрагмент бланка с написанием букв и цифр
Первая страница демоверсии и фрагмент бланка с написанием букв и цифр

Да, проверяющий компьютер может распознать и написанный строчными буквами текст, и сокращенный и с пробелами, но лучше не рисковать и делать так, как нас просит организатор экзамена.

Вот так заполнил бланк один из моих учеников, но обошлось, всё правильно расшифровалось
Вот так заполнил бланк один из моих учеников, но обошлось, всё правильно расшифровалось

Что делать после аудирование?

После аудирования вы можете сами решать, в какой последовательности делать задания на экзамене. Самый частый вариант - по порядку: чтение, грамматика и письменная часть.

Мне лично подходит другой порядок, так как я много времени трачу на чтение, проверяя задания несколько раз. Обычно после аудирования я сразу пишу письмо на чистовик (как описала выше), и делаю черновик или план эссе-отчета. Потом делаю грамматику и лексику, переношу ответы в бланк. Потом переписываю эссе на чистовик и только после этого приступаю к чтению. После чтения еще раз вычитываю письменную часть на наличие ошибок и еще раз прохожусь по ответам во всем тесте. Но это мой вариант, и он не всем подходит. Мне так удобнее и, зная, что у меня всё готово, и я могу сосредоточиться на чтении.

Но если у кого-то туго идет письменная часть, есть риск просто застрять на ней, не рассчитать силы и НЕ дойти до тестовой части. Это будет КАТАСТРОФА. Так что делайте то, что вам по силам и если какое-то задание не получается, не застревать на нем, идите дальше. Лучше пожертвовать чем-то одним, чем завалить все части.

Поэтому так важно планировать и делать полный пробник заранее, смотреть сколько времени у вас остаётся, на что нужно обратить внимание, а чем можно пожертвовать.

Обязательно заранее научитесь заполнять бланки, если их запороть там, где написаны ответы, то новых уже не дадут и нужно будет составлять акт и приходить в резервный день - это уже надо уточнять у организаторов.

Также обратите внимание на графу замена ошибочных ответов. Если после перепроверки вы нашли ошибку - можно смело изменить свои ответы, но только 6 вариантов. Помните об этом во время экзамена.

-5

А как тренировать устную часть?

Устную часть можно хорошо натренировать заранее, с помощью тренажеров, которые имитируют программу с экзамена. Подробнее о них в этой моей статье.

Заучиваем все шаблоны и фразы, которые мы используем для задания, уже некогда читать с листа, уже должно быть "на корочку" записано.

Напомню, что на самом устном экзамене никаких записей делать нельзя. Также советую во время ожидания своей очереди, не волноваться, а про себя или шепотом повторять задания. Например, представлять разные фото для задания 4 и проговаривать свой ответ.

Также лучше тренировать устную часть в условиях, приближенных к реальным. Например, в школе на перемене, чтобы были посторонние голоса на фоне или включайте свою же запись ответов на фоне. Идеальной тишины в аудитории не будет, кто-то обязательно будет громко говорить в микрофон, и это сбивает. Это, наверное, самая главная жалоба от моих учеников после устной части: каждый год одно и то же. Будьте готовы к этому заранее.

В программе на устной части вам предложат выбрать музыку во время пауз между ответами, но я не рекомендую этого делать, если нет привычки. Музыка будет еще сильно отвлекать от подготовки к ответу.

После ответа обязательно прослушиваем запись своего голоса и проверяем, всё ли записалось. Это ответственность сдающего и ваше право. Если что-то пошло не так, обязательно обращаемся к организаторам и решаем проблему, не покидая аудиторию.

Подробнее об апелляции можно узнать в этом видео от юрисконсульта. Но это уже другая тема и я надеюсь, что напишу об этом позже.

На сегодня всё! Stay tuned!

Что нужно знать о России, чтобы сдать ЕГЭ по английскому?

Чек-лист для написания эссе в ЕГЭ по английскому в 2024 году

-6