До экзамена осталось всего два месяца, однако и этот небольшой срок можно провести с максимальной пользой. Что же ещё можно сделать за оставшееся время?
Письмо и эссе-отчет в ЕГЭ
Скорее всего, на данном этапе выпускники уже умеют писать письмо и эссе по критериям и знают шаблонные фразы наизусть. Если это не так, то самое время выучить все шаблоны и не подглядывать в готовые варианты при ответе.
Также имеет смысл писать эссе и email от руки и лучше сразу на официальных бланках: их можно легко найти в интернете, если набрать "бланки ЕГЭ 2024".
Таким образом, вы поймете, сколько места занимает письмо и эссе на бланках вашим почерком и подходит по объему (100-140 слов email, 200-250 слов эссе). Не у всех хватает времени пересчитать слова, хотя я очень рекомендую это сделать, а так хотя бы будет понятно, укладываетесь ли вы в нужный объем.
Я рекомендую писать на бланке через клеточку, чтобы было место для исправлений. Сначала пишем ответ на листе 1, потом на листе 2. Если их не хватает - поднимаем руку, зовем организатора с дополнительным бланком. Организатор подскажет, как и что заполнять на новом бланке.
За исправления и перечеркивания эксперты балл не снижают, но главное, чтобы всё написанное было читабельно. Эксперт не обязан расшифровывать плохой почерк и додумывать за экзаменуемым. Вот что пишет ФИПИ (разработчик экзамена) по этому поводу:
Если слово написано правильно, а затем зачёркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот, принимается последний, не зачёркнутый вариант.
Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой.
Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой.
Если слово написано неразборчиво полностью, то это лексическая ошибка.
Возможно, в будущем ЕГЭ будет полностью на компьютере (как ОГЭ в некоторых регионах), но пока этого не произошло, нужно уметь разборчиво писать от руки. Если с этим проблема - самое время потренироваться.
Нужно ли использовать черновики?
Я бы посоветовала для экономии времени на экзамене делать следующим образом. Так как в email у нас много шаблонных фраз, которым мы знаем наизусть, имеет смысл на черновиках написать только ответы на вопросы и вопросы другу, а затем сразу писать готовое письмо на бланке. На это задание закладывают примерно 20 минут, но никто не мешает написать его быстрее.
С эссе сложнее, но опять же можно на черновиках набросать план - какие данные мы упоминаем, какие сравниваем, прописать комментарий и проблему, а затем писать сразу на бланк, так как фразы там все шаблонные. На эссе выделяют примерно 60 минут, но можно сделать быстрее. Я засекала время и на одно лишь переписывание полного эссе с черновика в бланк у меня уходит 25 минут, что достаточно много времени.
Каждый выбирает для себя, но лучше просчитать всё заранее и потренироваться писать весь экзамен с таймером. Напоминаю, что письменная часть ЕГЭ длится 3 часа 10 минут.
В каком порядке делать задания?
Задания на аудирование делаются в самом начале экзамена, вместе со всеми. Самое сложное - "настроить" уши на прослушивание. В аудиториях часто бывает эхо, плохая акустика и часто первые несколько минут уши привыкают к звучанию, прежде чем мозг начнет расшифровывать слова и понимать смысл.
Частая ошибка, которую совершают выпускники, это прослушивание аудирования дома в наушниках. Они привыкают к комфортному четкому звучанию и потом сталкиваются с жестокой реальностью на экзамене.
Лучше еще на этапе тренировки слушать звук через колонки, расположенные на расстоянии, еще и можно какой-то посторонний шум на фоне включить. Максимально приблизить к реальным условиям, так сказать. Этим и можно заняться в дни перед экзаменом.
После аудирования можно вносить ответы на него в бланк. Напоминаю, что отдельного времени для переноса ответов нет, это надо делать по ходу экзамена и лучше с этим не затягивать до последних минут.
Заранее потренируйтесь заполнять бланки нужными буквами - как это сделать, написано в демоверсии и на самих бланках.
Да, проверяющий компьютер может распознать и написанный строчными буквами текст, и сокращенный и с пробелами, но лучше не рисковать и делать так, как нас просит организатор экзамена.
Что делать после аудирование?
После аудирования вы можете сами решать, в какой последовательности делать задания на экзамене. Самый частый вариант - по порядку: чтение, грамматика и письменная часть.
Мне лично подходит другой порядок, так как я много времени трачу на чтение, проверяя задания несколько раз. Обычно после аудирования я сразу пишу письмо на чистовик (как описала выше), и делаю черновик или план эссе-отчета. Потом делаю грамматику и лексику, переношу ответы в бланк. Потом переписываю эссе на чистовик и только после этого приступаю к чтению. После чтения еще раз вычитываю письменную часть на наличие ошибок и еще раз прохожусь по ответам во всем тесте. Но это мой вариант, и он не всем подходит. Мне так удобнее и, зная, что у меня всё готово, и я могу сосредоточиться на чтении.
Но если у кого-то туго идет письменная часть, есть риск просто застрять на ней, не рассчитать силы и НЕ дойти до тестовой части. Это будет КАТАСТРОФА. Так что делайте то, что вам по силам и если какое-то задание не получается, не застревать на нем, идите дальше. Лучше пожертвовать чем-то одним, чем завалить все части.
Поэтому так важно планировать и делать полный пробник заранее, смотреть сколько времени у вас остаётся, на что нужно обратить внимание, а чем можно пожертвовать.
Обязательно заранее научитесь заполнять бланки, если их запороть там, где написаны ответы, то новых уже не дадут и нужно будет составлять акт и приходить в резервный день - это уже надо уточнять у организаторов.
Также обратите внимание на графу замена ошибочных ответов. Если после перепроверки вы нашли ошибку - можно смело изменить свои ответы, но только 6 вариантов. Помните об этом во время экзамена.
А как тренировать устную часть?
Устную часть можно хорошо натренировать заранее, с помощью тренажеров, которые имитируют программу с экзамена. Подробнее о них в этой моей статье.
Заучиваем все шаблоны и фразы, которые мы используем для задания, уже некогда читать с листа, уже должно быть "на корочку" записано.
Напомню, что на самом устном экзамене никаких записей делать нельзя. Также советую во время ожидания своей очереди, не волноваться, а про себя или шепотом повторять задания. Например, представлять разные фото для задания 4 и проговаривать свой ответ.
Также лучше тренировать устную часть в условиях, приближенных к реальным. Например, в школе на перемене, чтобы были посторонние голоса на фоне или включайте свою же запись ответов на фоне. Идеальной тишины в аудитории не будет, кто-то обязательно будет громко говорить в микрофон, и это сбивает. Это, наверное, самая главная жалоба от моих учеников после устной части: каждый год одно и то же. Будьте готовы к этому заранее.
В программе на устной части вам предложат выбрать музыку во время пауз между ответами, но я не рекомендую этого делать, если нет привычки. Музыка будет еще сильно отвлекать от подготовки к ответу.
После ответа обязательно прослушиваем запись своего голоса и проверяем, всё ли записалось. Это ответственность сдающего и ваше право. Если что-то пошло не так, обязательно обращаемся к организаторам и решаем проблему, не покидая аудиторию.
Подробнее об апелляции можно узнать в этом видео от юрисконсульта. Но это уже другая тема и я надеюсь, что напишу об этом позже.
На сегодня всё! Stay tuned!
Что нужно знать о России, чтобы сдать ЕГЭ по английскому?
Чек-лист для написания эссе в ЕГЭ по английскому в 2024 году