Найти тему
Жизнь советского человека

Они хотели денег, а потеряли жизнь и свободу. Как немецкий агент перед войной завербовал любителей бесплатных застолий?

До начала войны оставалось ещё больше двух месяцев, когда произошёл этот случай. Недалеко от станции Чулково Горьковской железной дороги к стрелочнице на полустанке подбежали запыхавшиеся подростки.

Они рассказали, что увидели недалеко вставленные в рельсы крупные клинья из металла («костыли»), которые могут навредить движению. Пока в потоке составов оказался перерыв, женщина немедленно бросилась вслед за подростками. Всеми силами, с помощью мальчишек, работая руками и помогая молотком она смогла «выдрать» все клинья. И потом немедленно сообщила мастеру на станции о происшествии.

Экспертиза установила (подробности не приводятся по понятным причинам), что клинья были установлены в таком порядке, чтобы можно было ожидать крушения состава. Мастер доложил руководству, и информация дошла до УНКГБ. Началось следствие. Чекисты задержали исполнителей преступления уже на следующий день после начала работы. Ими оказались Сергей Кузьмин восемнадцати лет из деревни Карповка и 13-летний Алексей Афонин из Чулково.

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

У Кузьмина на железной дороге стрелочницей работала сестра. Сам он раньше работал на прессовке сена в Чулково, но его выгнали за прогулы. А в июне 1940 года вообще сел в тюрьму за растрату. Поскольку была небольшая – дали 4 месяца. Поэтому в декабре освободился, но искать работу не спешил. Зато злоупотреблял спиртным.

У Афонина на железной дороге работал отец, на дрезине. В семье было пятеро детей, Алексей – старший. Отец «закладывал за воротник». Сына из школа исключили за хулиганство. После этого злобный парень пытался даже стрелять в пожаловавшуюся учительницу из самострела. К счастью, промахнулся. Учитывая возраст, его не посадили.

Первоначально диверсанты молчали, но пойманные на вранье, начали говорить. Руководил ими 42-летний Егор Дерябин, работавший в 5-й Вязниковской дистанции пути. Этот тоже, невзирая на взрослый возраст, к работе относился «спустя рукава». Заставали и в нетрезвом виде на работе.

На почве любви к «зелёному змию» они и сошлись с Кузьминым. Сначала Дерябин угощал в буфете на станции Чулково только его. 31 марта они «подтянули» в свою компанию и Афонина. Тут Дерябин и научил их, как надо вредить. Пообещал, если всё сделают, каждому по 100 руб.

Он «раскололся» перед чекистами моментально. Но сказал, что нанял его Василий Барузин. По его словам, он работал в Гороховецкой МТС зав. складом. С этим человеком Дерябин познакомился и «подружился» там же, где и с Кузьминым. Тот интересовался ещё военными аэродромами и складами. Но Дерябин мало что знал. Каждый человек непременно насторожился бы при таких вопросах, но Егора больше волновало, сколько можно будет угощаться бесплатно. В результате Барузин фактически поручил ему диверсию за тысячу рублей.

Дерябин дал чекистам внешнее описание этого человека и примерный возраст – 35-40 лет. Но то ли ему с нетрезвых глаз запомнилось не то, что было в реальности, то ли по неизвестной причине он дал неверное описание, но Барузина так и не нашли.

В Гороховце такого заведующего в складе не было. Скорее всего, это был профессиональный немецкий диверсант, которых за несколько месяцев перед войной начали массово засылать, чтобы в нужный момент парализовать работу в советском тылу.

Началась война и уголовное дело было отправлено уже в Военный Трибунал. Заседание прошло в Горьком 24 октября 1941 года. Враг подступал к Москве, а Горький уже нещадно бомбили фашистские самолёты. Суд прошёл по законам военного времени.

Егора Дерябина приговорили к расстрелу. Сергей Кузьмин получил невероятно мягкий для того времени приговор – 6 лет лишения свободы. Афонина отправили на 3 года на перевоспитание в детскую трудовую колонию. Возможно, отнесись к их поведению строже раньше, такого бы не произошло.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.