Театральный спектакль – это не только сыгранная актёрами пьеса, большое значение имеет и антураж: реквизит, декорации, костюмы. За более чем двухвековую историю Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского была собрана уникальная коллекция исторических театральных костюмов, которая в 2005 году и легла в основу Музея театрального костюма. Это единственный в России музей такого плана.
Изначально выставка располагалась в фойе театра и на его этажах, а в 2010 г. для музея было выделено отдельное здание в историческом центре города — дом, в котором родился основатель русского театра Фёдор Волков.
Если театр начинается с вешалки, то театральный музей – с уличной витрины. Экспонаты, выставленные в витрине, постоянно меняются, давая понять прохожим, что жизнь не стоит на месте, и в музее тоже можно увидеть что-то новое: в нём насчитывается более 12 тысяч единиц хранения предметов театрального костюма.
Это костюмы, выполненные не только из современных материалов. Есть такие, что сшиты из парчи, бархата, тафты, штофа и других тканей, производство которых прекращено. Старинный сундук наполнен образцами. За стекло помещены платья, царские и боярские шубы, перешитые из церковного облачения, которое в 20-е годы в костромской театр передали большевики.
И если наряды с золотым шитьём и жемчужной отделкой укрыты витриной, то шубки попроще не только можно трогать руками, в них дозволяется и сфотографироваться.
Произвели впечатление огромные маски. На улицах, конечно, сейчас можно увидеть всякое, но ходячему хот-догу с этими головами, конечно, не сравниться.
Любой костюм начинается с эскиза. На стенах в застеклённых багетных рамках размещены работы самых первых известных костюмеров театра.
«Снегурочка» на костромской сцене – так называется одна из экспозиций. Костромской театр семь раз обращался к этой пьесе за последние сто лет. На выставке представлено 20 костюмов, уникальных по своему замыслу и воплощению.
Особое место отведено А.Н. Островскому, чьё имя театр носит с 1923 года. Театральная тумба с афишами спектаклей драматурга. И, конечно, костюмы. Причём все платья представлены таким образом, что атмосферу спектакля очень легко почувствовать. Это не только костюм, но и реквизит, элементы декораций. С их помощью словно переносишься в гримуборную или будуар, столовую или гостиную. Представленные предметы мебели — стулья дамского кабинета конца XIX века, стол, шкаф-буфет – это подлинные старинные предметы, которые «отработали» на сцене не меньше 80 лет.
Помимо того, что интересно мысленно вернуться на сотню лет назад, все эти рюши, фестоны, буфы, турнюры, шали и кружева любопытно и приятно разглядывать.
Не только взрослым может быть интересно в музее - детская аудитория не забыта. Сказки ставятся на сцене – костюмы сказочных персонажей нашли своё место на музейной выставке. Во время экскурсии дети не только слушают сказки, но и знакомятся с понятием театральная бутафория, театральный реквизит, место действия, секреты изготовления декорации.
Можно понять, как сцена выглядела в целом. Это позволяет сделать коллекция макетов, детально воспроизводящих общий вид декораций, задника, кулис и занавеса того или иного спектакля.
Экспозиция, посвящённая Московскому Императорскому театру, переносит в 1813 год. Никакой ошибки. Московский театр в Костроме оказался по причине эвакуации «в какой-нибудь губернский город».
В Музей театрального костюма мне удалось попасть только со второй попытки. Первый раз, когда мы проезжали через Кострому, время было уже нерабочее. На следующий год, снова пустившись в путешествие на Валдай, маршрут спланировали таким образом, чтобы в музей попасть обязательно. Получилось. И теперь с теплом вспоминаю, как одна бродила по залам под увлечённое воркование смотрительниц, готовых рассказать о каждой детали.