Найти в Дзене
Cat_Cat

Про звероящеров

Доброго времени суток, дорогие товарищи! Есть такая арабская пословица "Более живуч, чем ящерица". А что, если есть древние ящеры, которые и не совсем ящерицы, но живут в течение очень долгого времени, настолько радикально изменившись, что по виду и не скажешь? И не просто ящеры, а.... *барабанная дробь* ЗВЕРОЯЩЕРЫ! Именно так, наши далекие предки - сегодня герои этой заметки. Как говорится, твой пращур - ящер и мой пращур - ящер.

Дак что же это за животные такие?

Итак, перенесёмся в пермский период. Это, на секундочку, шестой и последний геологический период палеозойской эры. Начался он 298,9 ± 0,15 млн лет назад и продолжался около 47 млн лет. Вообще тогда было довольно тепло, на планете выражалась зональность биома, которая, в основном, была окрашена в три цвета - зеленый цвет тропического пояса, жёлтый цвет пустынь и голубой цвет первобытного моря Тетис. Из большого количества растительности и отсутствия механизмов её разложения образовалось большое количество каменного угля и графита. Кстати, некоторые куски графита под давлением превратились в алмазы (а сейчас современные звероящеры даже эволюционировали настолько, что даже могут делать искусственные алмазы, о чем можно прочитать здесь).

Но это в будущем, а сейчас - про живность. В этом периоде обитало в основном две клады животных - синапсиды (звероящеры, предки млекопитающих) и завропсиды (предки птиц и современных рептилий). Про первых мы сегодня и поговорим.

Итак, синапсиды отличаются от других амниот по височному отверстию, отверстию в нижней части черепной крыши за каждым глазом, образующим под ними костные дуги, что объясняет их название. Возникли в среднем или раннем карбоне, около 310—330 млн лет назад. Первые синапсиды проживали в сырых, болотистых местах; когда поздние представители этой клады начали осваивать более сухие места, они все еще оставались привязаны к водоемам. Это объясняется тем, что у животных данной группы не развился водонепроницаемый чешуйчатый покров: их кожа напоминала кожу млекопитающих и легко теряла воду.

За двести миллионов лет синапсиды прошли сложный эволюционный путь. Они были весьма разнообразны морфологически: среди них встречались как крошечные существа размером с землеройку, так и гиганты размером со слона. Синапсиды являются предками млекопитающих, и в ходе своего эволюционного пути они становились все более похожими на них. У сфенакодонтов, к примеру, уже намечалась дифференциация зубов, а у дицинодонтов было замечено выпрямление задних конечностей (у лисовиции — и передних, и задних).

Были и цинодонты, которые больше всех были похожи на млекопитающих: именно они и стали предками нашего класса. Более выраженный характер дифференцировка зубов приобретает у продвинутых синапсид (терапсид); чётко выражена она у представителей группы териодонтов («зверозубые»), причём если у горгонопсов щёчные зубы остаются простыми коническими (а иногда вовсе исчезают), то у цинодонтов они имеют сложно устроенную жевательную поверхность.

Все эти животины, конечно, прекрасны, но все-таки поговорим о наших непосредственных предках - сфенокадонтах. Основное отличие сфенакодонтов от других пеликозавров — отогнутая пластинка в углу нижней челюсти. Пластинка, вероятно, имела какое-то отношение к восприятию звуков, поскольку у млекопитающих эти костные структуры образовали в итоге внутреннее ухо. Следует отметить, что у первых синапсид (да и у прочих примитивных наземных позвоночных) органы слуха были плохо развиты. Важнейшая из слуховых косточек, стремя, у них входила в состав основания черепа. Эта массивная кость вряд ли хорошо проводила звук.

Обычные четвероногие того времени воспринимали вибрации почвы, прижимаясь к земле головой и всем телом. Сфенакодонты были хищниками. При этом их голова была обычно приподнята над землей, поскольку лапы у этих активных охотников стали относительно длинными. Именно поэтому у сфенакодонтов стал формироваться альтернативный слуховой аппарат, локализованный на нижней челюсти. Вероятно, они могли каким-то образом воспринимать звуки (возможно, за счет вибрации отогнутой пластины нижней челюсти).

У большинства сфенакодонтов высокие черепа. Это отвечает наличию довольно длинных верхних «клыков», но не только. Дело в том, что у сфенакодонтов, похоже, была довольно крупная носовая полость и острое обоняние. Вопрос о времени возникновения шёрстного покрова до сих пор не решён окончательно. Вибриссы («усы») могли появиться достаточно рано (не исключается их наличие даже у дицинодонтов). Их лапы располагались более вертикально под их телами, чем вытянутые ноги рептилий и пеликозавров. Также по сравнению с этими группами ступни были более симметричными: первый и последний пальцы короткие, а средние длинные, что указывает на то, что ось ступни располагалась параллельно оси тела животного, а не вытягивалась вбок. Такая ориентация придала бы походке вид, более похожий на походку млекопитающего, нежели чем походка пеликозавров, похожая на походку ящерицы.

Обычно у этих зверей насчитывается 26-27 предкрестцовых позвонков. Число шейных позвонков составляет 6-7, но задние из них слабо отличаются от спинных. Как и у большинства примитивных рептилий, атлант сохраняет самостоятельные невральные дуги; более необычно сохранение самостоятельных невральных дуг проатланта. Обычно обосабливается и поясничный отдел с укороченными и прирастающими к позвонкам ребрами. Поясничный отдел особенно хорошо выражен у высших терапсид и, очевидно, свидетельствует о развитии у них мышечной диафрагмы. В крестце имеется от 2-3 (у примитивных форм) до 8 позвонков. Хвост длинный, средней длины или укороченный.

Поздние сфенакодонты достигали почти 5 м в длину. Самый известный из них — диметродон (Dimetrodon) из ранней-средней перми Северной Америки и Германии. Диметродон обладал очень высокими остистыми отростками туловищных позвонков. При жизни между ними была натянута перепонка-парус, позволявшая регулировать температуру тела. Сфенакодонты выглядели как огромные большеголовые ящерицы с парусом на спине. Интересно, что в палеонтологической летописи можно отследить развитие «паруса» — от сфенакодона (Sphenacodon) с высокими остистыми отростками, до ктеноспондила (Ctenospondylus) с невысоким, но ясно выраженным «парусом».

Большинство сфенакодонтов обнаружены в красноцветных толщах юга Северной Америки, где богатая растительность окаймляла лагуны мелководного моря. Именно сфенакодонты дали начало терапсидам — группе, предковой для млекопитающих. Конечно, диметродон не мог быть предком терапсид. На эту роль претендуют хаптодусы (Haptodus) — некрупные (до 2 м в длину) беспарусные сфенакодонты. Скелеты хаптодусов обнаружены в позднем карбоне — ранней перми Европы и Северной Америки. Они жили в каменноугольных болотистых лесах, где питались рыбой и наземными позвоночными.

Пермский период завершился Массовым пермским вымиранием. Имеется достаточно доказательств, указывающих на то, что более двух третей наземных лабиринтодонтовых амфибий, зауропсид, терапсид и иных таксонов вымерли. Крупные травоядные понесли самые тяжелые потери, а вместе с ними вымирают и хищники. Наступает эпоха динозавров. Но не все звероящеры вымерли. Часть из них продолжала эволюционировать и в итоге стала нами. Как говорили герои известного мультфильма: "Наверное, никого нельзя насильно заставить измениться, даже если он сам об этом просит. В конце концов, если ты созрел, то сможешь измениться и без посторонней помощи, сам".

Автор: Дарья Шрам.

Наука
7 млн интересуются