Как устроен любой большой город постсоветского пространства в первой половине XXI века?
Если, конечно, он возник и начал расти до прихода советской власти.
В центре историческая застройка - ну или то, что от неё осталось.
Потом промышленный пояс, появившийся в эпоху стремительной индустриализации, в конце XIX и первой половине XX века.
А за ним - спальные районы, многоэтажные микрорайоны, воплощённая в градостроительстве советская плановая экономика.
Вы спросите: где же частный сектор?
Он может находиться в любой из этих трёх зон, и чем южнее - тем больше его будет. Для советских планировщиков он обычно был временным явлением, "провалом" в структуре советского города, и поэтому его пока можно было не замечать.
Большинство больших советских городов располагались на равнине, и по идее должны были расти в разные стороны, и при движении в любом направлении от окраины надо было пересечь спальные микрорайоны, индустриальный пояс и только потом оказаться в центре. Так было в Москве и в Петербурге, в Екатеринбурге, Минске и Киеве.
А вот в южных городах, даже в крупных, с многоквартирными домами часто было не очень, и микрорайоны могли появляться только с какой-нибудь одной стороны, ну или с разных, но с большими перерывами между ними.
В среднеазиатских городах, как правило, микрорайоны располагались группами с одной стороны от центра, ну а Алма-Ата - город хотя и более урбанизированный на фоне своего региона, но её пространственное развитие всегда было ограничено горами: Заилийский хребет с юга зажимает главный город Казахстана в тиски.
На востоке гор нет, но там холмистые предгорья и малоэтажные пригороды, на юге районы хоть и престижные, но мало места - горные склоны быстро начинают идти вверх.
Так и получилось, что Алма-Ата последние полвека развивалась преимущественно в западном направлении, и там появился единственный по-настоящему крупный спальный район Южной столицы.
Единственный - но зато какой!
Крупный: десяток микрорайонов и десятки кварталов занимают территорию примерно 5 на 5 километров, что довольно обширная площадь для такой плотной застройки, но не очень много в масштабах такого города как Алма-Ата.
Думаю, что я не очень ошибусь, если скажу, что в западных микрорайонах главного города Казахстана проживают сотни тысяч человек, значительная часть населения Южной столицы.
В Средней Азии с этим жилмассивом могут сравниться (но немного не дотягивают до них по размеру) только крупнейшие "спальники" Ташкента вроде Чиланзара, ну а в масштабах постсоветского пространства Западная Алма-Ата оказывается в одном ряду с такими спальными районами, как московское Орехово-Борисово, петербургская Гражданка, тольяттинский Новый Город, харьковская Салтовка (до недавнего времени).
Ещё в Алма-Ате промышленный пояс сформировался только в северном и северо-западном направлениях, но это уже другая история.
Алма-Ата с пригородами представляет собой длинную застроенную полосу, вытянувшуюся на несколько десятков километров вдоль северного подножия Заилийского Алатау - широкую (до 20 километров в районе центра города), но всё же полосу.
Город в своих официальных границах уже больше похож на прямоугольник, а вот западный спальный жилмассив - это тоже прямоугольник, но уже расположенный перпендикулярно горам.
Этот обширный жилмассив делится на две примерно равные части рекой Большая Алматинка.
Восточнее, ближе к центру города - более старая застройка, 1950-е-1970-е годы, в основном квартальная, западнее - поновее, в основном микрорайоны, строительство которых началось в 1970-е годы и позже.
При этом в более старых кварталах больше совсем новой застройки, относящейся уже ко времени независимости, ведь эти места ближе к центру, здесь дороже земля и престижнее жильё.
На юге главный спальный район Алма-Аты он упирается в самые горные склоны, на севере - выходит на равнину.
На севере, внизу он переходит через проспект Райымбека, самую длинную улицу Алма-Аты. Раньше она носила название "Ташкентская", и это более подходящее название, ведь на ещё западнее эта магистраль сразу переходит в дорогу на Ташкент.
Впрочем, в Астану, в столицу Казахстана выезжать из Южной столицы тоже стоит именно по этой дороге.
На востоке проспект Райымбека соединяет Западную Алма-Ату с центром и севером города одновременно.
Но всё же главная улица алматинского Запада, как и всей Алма-Аты - это проспект Абая, который проходит примерно через середину района.
В отличие от Райымбека/Ташкентской, он никуда толком не ведёт, упираясь в малоэтажную застройку западных пригородов.
Проспект Абая - это главная улица и для центра города, и если по проспекту Райымбека границей западного жилмассива можно считать неширокий промышленный пояс, то по проспекту Абая это разделение не так явно, я бы даже сказал, что здесь центр переходит в западные районы довольно постепенно.
Наверное, многие со мной не согласятся, но я принял за условную границу речку Есентай (Весновку), которая пересекает проспект Абая в районе театра имени Ауэзова и одноимённой станции метро.
Это одна из самых красивых станций алматинского метро, на мой взгляд.
Напротив театра Ауэзова - Алматинский цирк с такой вот скульптурой:
Да, метро продолжается вдоль проспекта Абая на запад.
И в западной части города расположено 6 из 11 станций местного метрополитена.
Уже первая очередь метро ("Райымбек Батыр" - "Алатау") в 2011 году зашла в западную часть города.
И оба участка, открытые с того момента (2015 и 2022 годы) - это продления метрополитена дальше на запад.
И пущенная в 2022 году "Бауыржан Момышулы" построена явно "на вырост": она расположена на западном краю этого спального района, там где многоэтажки постепенно поглощают частный сектор.
Над эскалаторным спуском на "Момышулы" - панно с неявным смыслом.
Самая красивая станция среди расположенных на западе города - это "Сарыарка".
Она расположена практически в центре западного жилмассива.
"Сарыарка" - это казахское название для Казахского мелкосопочника, края старых невысоких гор, занимающих значительную часть центра страны.
Поэтому дизайн станции отсылает к традиционной степной жизни казахов, и к новой жизни казахов: на верхней части панно явно изображена Астана.
Из других станций выделяется "Москва" построенная на пару с московской "Алма-Атинской".
Жаль, что о российской столице на этой станции напоминают только фотографии Москвы на стенах, красный цвет стен (облицованных дешёвым пластиком, впрочем) и, возможно, двухэтажная конструкция станции.
Ещё, возможно, у алматинцев красный цвет ассоциируется с Москвой - как с бывшей советской столицей.
Собственно, связь западного жилмассива с центром города - это была главная задача, поставленная перед алматинской подземкой, и это пока единственная серьёзная задача, которую решил единственный в Казахстане метрополитен.
Несмотря на двухкратный рост казахстанской Южной столицы в последние тридцать лет (с 1 до 2 миллионов человек населения), многоэтажное строительство здесь, пожалуй, не такое безудержное, как мы привыкли видеть в российских городах-миллионниках.
Кажется, что рост Алма-Аты происходит в основном за счёт частного сектора, как в городе, так и в западных и восточных пригородах.
В целом, даже на постсоветском пространстве такое характерно для городов Юга, и для среднеазиатских городов в частности.
И сейчас основная часть западно-алматинского жилмассива - это советская застройка.
Как это часто бывает в Средней Азии, в панельные серии вносят приятное разнообразие декоративные элементы.
А где и просто конфигурация зданий.
И немалый кусок крупнейшего спального района Алма-Аты - это старшее поколение панелек, пятиэтажки.
Но именно в западном жилмассиве Алма-Аты можно увидеть целые новые микрорайоны, наступающие на малоэтажную застройку. И, видимо, дальше планируется освоить ещё немало территории: не зря же в паре километров за "Бауыржаном Момышулы", строится станция "Калкаман".
А дальше проектируется и станция "Западный Автовокзал", которая будет расположена на западном выезде из города по Райымбека/Ташкентскому тракту, и рядом будет построен новый автовокзал, образовав такой необходимый нынешней Алма-Ате пересадочный узел между метро и междугородним транспортом.
Ведь метрополитен в Южной столице ухитрились трассировать так, что с него нет прямой пересадки ни на один из двух железнодорожных вокзалов и ни на один из двух автовокзалов.
Автовокзал "Сайран" который считается главным (и даже имеющий статус "международного"), расположен в западной части Алма-Аты, рядом с проспектом Райымбека, но в паре километров севернее метро (одноимённая станция "Сайран").
Это внушительное здание, памятник позднесоветского функционализма, кажется мало изменившимся за последние десятилетия и выглядит полупустым.
Видимо, значительная часть междугородних рейсов (многие из которых, как принято в средней Азии, выполняются на маршрутках и "коллективных такси") отправляется с других, более удобно расположенных мест.
Недалеко от "Сайрана" можно обнаружить местный технологический университет, отвечающий за научно-образовательную составляющую на западе Алма-Аты.
Одно из видимых новшеств, которое привнесла советская власть в Среднюю Азию - это крупные водоёмы: раньше самое значительное, что можно было увидеть в регионе - это маленькие пруды.
В Таджикистане, Узбекистане эти водоёмы, по сути дела просто большие пруды, назывались "Комсомольскими озёрами", а вот на западе Алма-Аты, на самой полноводной в городе реке Большая Алматинка было создано озеро Сайран. Только вот в ноябре 2022 оно оказалось без воды.
Только Большая Алматинка от этого водохранилища и осталась.
Возможно, это случилось из-за сухого лета, когда вся вода ушла на орошение лежащих ниже, на равнине полей.
А в более удачное время здесь - настоящая зона отдыха.
Хотя вот набережная Сайрана уже явно не один год заброшена.
В целом, в Западной Алма-Ате с парками неплохо: здесь зелёных зон несколько больше, чем в среднем по городу.
Как и в Южной столице в целом, заметны парки и прогулочные зоны вдоль бегущих с гор рек.
А вообще, стандартный парк в главной жилой зоне города выглядит как-то так:
А так - нестандартный, с Махатмой Ганди (прямо как в Москве):
В середине района, рядом с метро "Сарыарка", можно обнаружить зелёную зону с совсем не азиатским названием "Фэмили-парк".
И соответствующим оформлением.
Впрочем, сам парк выглядит более обычно.
Ещё внутри почему-то обнаруживается военная техника.
Такая общая постсоветская традиция.
По уровню благоустройства и качеству городской среды главный "спальник" Алма-Аты, конечно, не дотягивает до Москвы.
Но находится явно впереди Ташкента и других узбекистанских и тем более таджикистанских и киргизских городов.
Троллейбусов на западе Алма-Аты почти так же много, как в центре города, они встречаются практически на всех главных и многих второстепенных улицах района.
Одной из основных функций алматинской трамвайной системы тоже была связь запада и центра города.
И обе последние линии, функционировавшие пару десятилетий до окончательного закрытия местного трамвая в 2015 году, соединяли именно эти два района Алма-Аты.
Кое-где в Западной Алма-Ате - в районе автовокзала "Сайран", например - даже через семь лет всё ещё лежат рельсы (на выделенном полотне, между прочим) и напоминают о самой большой градостроительной ошибке местных властей в XXI веке.