Найти тему
Михаил Драбкин

Что на юге Ташкента: Чиланзар, Сергели

-2

В советских городах, из-за особенностей государства и градостроительства, были совсем невелики различия между плохими и хорошими районами - если сравнивать с многими капиталистическими странами.

-3

И различия эти в целом всё больше стирались с годами, даже несмотря на депрессивные места около промзон: масштабное строительство многоквартирных домов, микрорайоны, наступавшие на старые кварталы и частный сектор, способствовали перемешиванию населения и препятствовали появлению "гетто" в их классическом понимании.

-4
-5

Конечно, всё равно были районы получше и похуже.

-6
-7

Часто престижнее всего было жить в центре - в добротных старых домах или специально построенных улучшенных новых.

-8

Но во многих крупных городах строился и "хороший" новый район, часто по совместительству выполнявший функции парадного въезда в центр.

-9

В Москве это Юго-Запад, в Питере - юг (Московский проспект), а в Ташкенте всё несколько сложнее.

-10
-11

Парадный въезд в город - он с юго-запада, как и в Москве: тут к столице подходит Большой Узбекский тракт, главная дорога страны.

-12

Однако, самые престижные районы за пределами центра - они на ближнем севере (Минор, Бадамзар) и на ближнем северо-востоке (проспект Независимости - проспект Великий Шёлковый Путь).

-13
-14

Но проспект Бунёдкор ("Созидателя"), как называется ташкентский участок Большого Узбекского тракта - это самая длинная из крупнейших улиц столицы, проходящая насквозь Чиланзар, самый большой массив многоэтажек в городе и стране.

-15
-16

Именно в самый большой жилмассив запустили первую в Ташкенте и восточной части СССР линию метро: вдоль Бунёдкора расположены 6 из 9 станций первой очереди.

-17
-18
-19
-20

Так что с некоторой натяжкой можно рассматривать Чиланзар как аналог московского Юго-Запада.

-21

Тем более, что этот ташкентский район действительно расположен на юго-западе города.

-22

Пусть вместо неоклассицизма и "улучшенных" зданий хрущёвской и брежневской поры - обычные позднесоветские серии многоэтажек, но размах магистрали и большое количество важных объектов в её окрестностях ставит эти места в исключительное положение.

-23
-24

На своём начальном участке, около площади Дружбы Народов ("Халглар Дустлиги") на краю ташкентского Старого Города, проспект проходит мимо Национального сада и прорезает малоэтажные районы махаллей, почти непрерывным кольцом окружающие центр города.

-25

Впрочем, по среднеазиатской традиции, проспект Бунёдкор почти везде отделён от этой непритязательной застройки хотя бы одним рядом многоэтажек.

-26

Дальше проспект углубляется в Чиланзар, центром которого можно считать парк Гафура Гуляма - не путать с одноимённой станцией метро, которая, по ташкентской привычке, находится в совсем другом районе.

-27
-28
-29

А станция метро рядом с парком Гафура Гуляма почему-то названа в честь Улугбека, средневекового узбекского астронома, внука Тамерлана.

-30
-31

Эта зелёная зона, названная в честь узбекского советского поэта, не самая большая в городе, но она самая большая в крупнейшем спальном районе.

-32
-33

Кроме того, тут довольно уютно - канал Анхор, пруды.

-34
-35

Ну и аттракционы, конечно, и всякие другие активности - мы же в среднеазиатском городе.

-36
-37
-38
-39

Даже непонятно, как смогли за несколько десятилетий создать такой основательный и так капитально заросший деревьями парк.

-40
-41

Ещё в Чиланзаре вдоль проспекта Бунёдкор расположены всякие общественные объекты - главный стадион страны (тоже "Бунёдкор"), выставочный центр, пара ВУЗов.

-42
-43

Весь этот ансамбль предсказуемо заканчивается главным ташкентским автовокзалом.

-44
-45

Где ему ещё располагаться, если не на главном выезде из столицы?

-46

-47

Бо́льшая часть междугородних перевозок в Узбекистане - это "коллективные такси" и микромаршрутки-"дамасы".

-48

И около автовокзала, и вообще везде вокруг прилегающей станции метро "Алмазар" этих машин очень много.

-49

Но на самом автовокзале есть и настоящие автобусы, их в стране становится всё больше.

-50

Но юг Ташкента Чиланзаром не ограничивается.

-51

Через пару десятилетий за главным столичным жилмассивом, на юге Ташкента вырос самый дальний спальный район столицы - Сергели.

-52

Первое жильё здесь было сооружено на скорую руку для пострадавших от большого землетрясения 1966 года, а в 1980-е годы Сергелийский район в своей центральной части превратился в плотно застроенный многоквартирными домами жилмассив.

-53
-54

Строительство здесь ведётся и сейчас, и это нечастый пример сколько-нибудь комплексной многоэтажной застройки в современном Узбекистане.

-55
-56

Впрочем, эти пяти-девятиэтажные дома не каждый избалованный высотками москвич признает "многоэтажками".

-57

Но для узбекистанского города, заполненного в основном махаллями, и это совсем немало.

-58

Сергели - единственный крупный жилой район Ташкента, расположенный за Кольцевой дорогой, и в 2000-е годы сюда планировали проложить отдельную Сергелийскую линию метро, которая стыковались бы с остальным столичным метрополитеном только на "Алмазаре", южной конечной Чиланзарской линии.

-59

Она должна была быть эстакадной - прямо как Бутовская линия в Москве, тоже ведущая за Кольцевую дорогу.

-60

Но ташкентский метрополитен не так велик, как московский, а Чиланзарская - не так длинна, как Серпуховско-Тимирязевская, к которой в качестве дополнения была сооружена Бутовская линия.

-61

Так что когда в 2020 году метро в Сергели всё-таки пришло, то это был эстакадный южный участок Чиланзарской линии.

-62
-63
-64

Вообще, в 2020-х годах в Ташкенте, кажется, наступила эпоха эстакадного метро: все станции, открытые после лета 2020 года - надземные.

-65

-66

И в ближайшем будущем (уже в 2024 году) в Сергели со стороны Куйлюка придёт ещё одна линия метро, "Имени Тридцатилетия Независимости Узбекистана" - тоже эстакадная, которую в перспективе обещают сделать кольцевой.

-67