Найти тему

Как и зачем разводить червей: из жизни одной маленькой вермифермы

Если у вас дома есть подгнившие кабачки или морковь, шкурки от бананов, остатки яблок — не выбрасывайте! Все эти отходы прекрасно переработают обитатели вермикомпостной фермы, расположенной в корпусе СФУ №4 на Свободном, 79.

Директор Института экологии и географии СФУ Руслан Аглямович Шарафутдинов ласково называет её «микрофермочкой». Вот уже полтора года с научно-учебной целью в лаборатории института выращивают червей нескольких видов для переработки органического материала.

Спускаемся прямо на цокольный этаж — место обитания червей находится в подвале. Освещение там искусственное, поддерживается специальными лампами; на стеллажах большие контейнеры ёмкостью 50, 100 и 150 литров. Они заполнены грунтом, и по мере необходимости туда загружают корм для червей — пищевые отходы.

«Там, где работают черви, никогда нет запаха гнили. А знаете почему? Выделяемая червями слизь насыщена большим количеством ферментов, многие из которых обладают антисептическими свойствами. Сами черви практически не боятся инфекций, поэтому стерильность для такой фермы не важна», — поясняет директор ИЭиГ. — «Здесь шкурки от бананов, проросшие семена растений. Органика поедается не только червями, за неё быстро принимаются почвенные бактерии, в результате их деятельности выделяется тепло, и температура растёт. Но выше 40 градусов нельзя — это однозначная гибель!»

Тут же Руслан Аглямович делится и интересным фактом: черви под водой могут жить очень долго — часов около 7-8 без проблем, а есть мнение, что и до суток. До сих пор загадка, почему черви после дождя выползают на поверхность. Существуют разные гипотезы на этот счёт. Интересные создания, в общем!

Р.А. Шарафутдинов, директор ИЭиГ СФУ
Р.А. Шарафутдинов, директор ИЭиГ СФУ

Идея разводить в институте компостных червей родилась по нескольким причинам. Необходимо было обеспечить студентов живым и неприхотливым материалом для экспериментов, дать основу для первых публикаций — ребята изучают скорость роста, увеличение биомассы, какие факторы на это влияют. А ещё, конечно, ресурсом для исследований нужно было обеспечить и научных сотрудников.

Их интересует, например, скорость разложения биопластика в грунтах, созданных вермикультурой. По сравнению с обычной почвой такие грунты очень продуктивны, насыщены ферментами. Кроме того, интересно посмотреть, с какой скоростью в зависимости от вида вермикультуры будет разлагаться разного рода органика — бумага, крахмал, мучные изделия, овощи и так далее. Когда мы всё это начали, то быстро поняли, что имеющийся объём вермикультуры недостаточен! В ходе одного эксперимента студенты за полгода около килограмма биомассы червей истратили.

Культивируют на «микрофермочке» три основных вида червей: Красный калифорнийский, Дендробена венета и Гриндальский. Последний — белый, самый неприметный и мелкий, длиной всего 5 миллиметров. Если положить ему что-то вкусное, особенно сладкую манную кашу, то через несколько дней на её месте уже будет большой кусок извивающейся массы. Это деликатес для аквариумных рыбок.

Одним из лидеров по скорости поглощения органики является калифорнийский червь. Исходную культуру для лаборатории закупали в США. Выведен этот труженик искусственным путём, быстро размножается, живёт долго — до 12, а то и до 15 лет, практически невосприимчив к инфекциям.

И наконец, червь Дендробена венета. Пользуется особым спросом у рыболовов. Другое название — европейский ночной выползок. Он крупный, имеет плотный мышечный мешок, извивается, выделяет, если его «обидеть», жёлтый пахнущий секрет, который привлекает рыбу.

Этот вид медленнее размножается, иначе ведёт себя в субстрате и медленнее перерабатывает органическую массу в сравнении с калифорнийцем. Избыток образующейся биомассы червей всегда готовы принять организации, содержащие птиц, ежей, рептилий.
-3

Со временем, узнав про вермиферму, коллеги из других подразделений университета стали приносить в ИЭиГ шкурки бананов, хлеб, кабачки. Кроме того, червям скармливают спитый кофе из кофемашин, установленных на территории СФУ.

«Кофейную гущу они поглощают гораздо дольше, чем всё остальное, однако справляются», — продолжает Руслан Аглямович. — «Червяки вообще весьма консервативны в питании. Большинство из них предпочитает корм одного вида, или, если это многокомпонентная смесь, желательно, чтобы её состав сильно не варьировался.
У нас несколько контейнеров, в которых живут питомцы, и мы их кормим разной пищей: где-то кофейная масса, где-то испорченные овощи и фрукты. Но в нескольких контейнерах смесь червей питается сложной смесью из разных пищевых отходов. Даже использованные в лаборатории бумажные полотенца туда идут и тоже поедаются успешно!»

По словам директора ИЭиГ, черви — исключительные вегетарианцы. Если бы у них был выбор, то предпочли бы они гнилые фрукты и овощи, измельчённые либо перемороженные. Обожают кабачки и сладкое — абрикосы, персики. Сейчас не сезон, и таких «десертов» им не достаётся, зато летом в торговых точках с радостью отдают просроченную продукцию, а это особая любовь для обитателей вермикомпостной фермы. Если их более интенсивно кормить деликатесами, то за летний сезон вполне реально нарастить объём биомассы в 5-8 раз.

-4

Такая вермиферма — буквально готовый бизнес-проект. Около 400-600 килограммов пищевых отходов в год, по словам Шарафутдинова, они могут сейчас перерабатывать без остатка. Реально нарастить объёмы и до двух тонн в год, но ориентир тогда должен быть на создание небольшого предприятия, а цели извлекать из этого прибыль сейчас нет. Поэтому пока бесплатно, по желанию, раздают вермикомпост коллегам, которые приносят корм. А это, между прочим, довольно ценное и экологичное удобрение!

Делятся сотрудники и рассадой, выращенной на этой богатой фосфором, азотом, калием, обогащённой ферментами почве. Скорость роста рассады на такой почве очень высокая. В лаборатории на вермикомпосте выращивают в экспериментальных целях овощи и даже хвойные породы — например, саженцы Сибирского кедра и Итальянской сосны.

Кроме того, есть ещё и жидкий продукт, который образуется от деятельности червей. Они предпочитают влажную среду, а после полива вода стекает через дренажное отверстие из лотков в специальный сборник. В этой жидкости уже растворены минеральные и органические вещества, гумусовые кислоты, ферменты. Если полученным раствором (его называют вермичай) поливать рассаду, расти она будет значительно быстрее.

Часть биоматериала институт передал коллегам из Института архитектуры и дизайна. Они придумали офисный комбайн, который перерабатывает органику, а сверху на нём — дизайнерский мини-газон.

«Будущие дизайнеры, студенты 4 курса ИАиД СФУ, взялись воплотить визуально в своих курсовых работах идею офисной микровермифермы. В течение семестра их консультировал и показывал эксперименты Р.А. Шарафутдинов.
На сегодняшний день спроектированы и изготовлены несколько вермиферм. В две из них уже поселили калифорнийского червя, и фермы заработали в тестовом режиме. Все выполненные студентами модели в дальнейшем планируем разместить в университете около тех мест, где часто пьют кофе», — комментирует доцент кафедры дизайна ИАиД Полина Звонарёва.
Конструкции представляют собой вермифермы, ещё не заселённые червями. Такие вермифермы называют также живым газоном.
Конструкции представляют собой вермифермы, ещё не заселённые червями. Такие вермифермы называют также живым газоном.

Все компоненты цикла востребованы: вермичай, вермикомпост и сами черви как биомасса, так что, как уверяет Руслан Аглямович, если поступит предложение на создание вермифермы от бизнеса, они готовы отработать и эту линию. Более того, по словам директора ИЭиГ, в планах даже обеспечить в перспективе переработку пищевых отходов, образующихся в ресторане Института гастрономии «Истории».

Точно знаем, что часть ресторанных отходов наши черви смогут перерабатывать. Но там есть ещё животные белки, которые вермикультурой не перерабатываются. На мой взгляд, идеальный вариант для организаций общественного питания — установка компостеров для частичной переработки и компактизации отходов с помощью микроорганизмов. В этом случае у ресторанов сильно снижается объём отходов, а на выходе получается концентрированный органический материал, который можно отправлять на вермифермы для производства очень качественных органических удобрений.

Чтобы заниматься разведением вермикультуры в Сибири в промышленных масштабах, нужно создавать крупное предприятие, которому будет ещё сложнее работать в наших климатических условиях, считает Шарафутдинов. Помимо десятков тонн сортированных пищевых отходов, отлаженных цепочек их поставок, транспортных издержек, на производителя ложится бремя расходов за отопление в холодное время года. Поэтому Красный калифорнийский червь — довольно сложная культура для нашего региона. В тех регионах, где зима в нашем понимании не наступает, он «работает» в течение всего года. Интересно, что если его выпустить в наших условиях «на волю», зимой он погибнет, поскольку спасаться от морозов в почве, на большой глубине, не умеет.

К слову, на территории некоторых европейских стран, где зима мимолётна, в супермаркетах можно приобрести готовый к переработке пищевых отходов вермикомпостер — для квартиры или дома в пригороде. Это стало довольно популярным явлением, а полученным вермикомпостом городские жители наполняют цветочные горшки на подоконниках и балконах.

Я тоже больше года у себя дома под раковиной держу лоток с вермикультурой и отправляю туда на биопереработку обрезки овощей и огрызки яблок. Мне было интересно, насколько такое применимо в наших условиях, не появится ли неприятный запах. В целом результаты меня порадовали. Это хорошее экологичное решение — меньше отходов попадает на свалку, получается неплохая экономия!