Найти тему
Галина Астапенко

Одежда донских казаков и казачек (1 часть)

Материальная культура донских казаков формировалась под влиянием культур России, Украины и Востока. Это влияние мы можем наглядно видеть и в одежде казаков и казачек.

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Земле Донской существовало несколько различных комплексов одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом.

На нижнем и среднем Дону наибольшее распространение в ХVII-ХVIII вв. получил комплекс женского костюма с кубелеком, в котором особенно чувствовалось влияние Востока. Историк В.Д. Сухоруков писал, что одежда жен донской казачьей старшины отличалась восточной пышностью и богатством.

Верхнее платье кубелек напоминало по форме и названию татарское платье – камзол. Шилось из дорогих тканей – парчи, шелка. Эти ткани казаки привозили из военных походов или закупали в Москве. Кубелек до пояса застегивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Под низ одевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шелка, ворот, рукава и подол которой выглядывали из-под кубелека. Ворот рубахи украшался золотым шитьем. Выше талии, поверх кубелека надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом. Богатые казачки носили серебряные кованые пояса. При выходе из дома поверх кубелека надевался каврак (кафтан), который также застегивался на груди. Многие женщины на татарский манер носили шаровары. Кубелечный костюм, частично изменяясь, сохранился в течение всего ХVIII века.

Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъеме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяновой кожи на невысоком каблуке.

Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Обязательное покрытие женской головы идет с давних времен связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода, и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, она должна была тщательно скрывать все до единого волоска. Насильственное обнажение женской головы считалось большим позором для нее. До замужества девушка носила одну косу – символ того, что она одна. Как только она выходила замуж. Ей заплетали две косы, укладывали в узел на затылок и надевали женский головной убор.

Интересно название русских женских головных уборов. Как пишет академик Б.А. Рыбаков в своем труде “Язычество Древней Руси” “… женский головной убор в народном костюме выражает идею неба. Символически это выражается солнцем, птицей”. И действительно, женские головные уборы имеют птичьи названия: кичка, (кика – утка), кокошник от “кокош” – петух, сорока. Женский головной убор отражал и общественные традиции в положении женщин: четкое разграничение женских и девичьих головных уборов. На Дону головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны и преимущественно русского происхождения: девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами, косниками из золотых цепочек. Женщины носили повойники – мягкая шапочка, поверх которых повязывался платок или надевалась кичка.

Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Ее длина доходила до пят. Шуба была без застежки, с удлиненными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки, которые шились из собольего, куньего меха с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировался жемчугом или другими драгоценными камнями.

Как и все женщины казачки любили украшения. Самыми характерными были чикилики, которые представляли собой алую ленту, украшенную жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга.

Жемчуг являлся любимым украшением, как россиянок вообьще, так и казачек. Иностранцы, посетившие Россию в ХVI-ХVII вв. писали о том, что жемчуг является русским национальным камнем, столько много его было среди русского населения. Добывали жемчуг в русских реках. В народе существовало твердое мнение, что ловлей раковин с жемчугом могли заниматься только люди с чистой душой. Кроме того, перед тем как отправляться на добычу жемчуга, необходимо было вымыться в бане, т. к. считалось, что ни дурных поступков, ни дурных слов, ни дурных запахов жемчуг просто не переносит. Не давался он в руки людям пустым, жадным, прельщавшимся наживой.

Богатые казачки носили серебряные и золотые браслеты – безилики. Последние армянской и лезгинской работы можно было встретить еще в Х1Х веке на хуторах Второго Донского округа, а также золотые перстни и кольца, которые имели свою символику. Серебряное колечко на левой руке девушки означало, что она на выданье (т.е. ее можно было выдавать замуж), на правой – просватана. Если она носила кольцо с бирюзой – жених служит, камень бирюза был символом тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужем, на левой – разведена. Два золотых кольца на левой руке – вдова, второе кольцо умершего или погибшего мужа.

Одежда с поневой, сарафаном и сукманом бытовала обычно в верховьях Дона и по его северным притокам. В основном это была русская одежда. Красную поневу (юбку) из трех полотнищ домодельной ткани казачки носили с рубахой и рогатой кичкой. Следует заметить, что понева является такой же древней одеждой, как и рубаха. Самым легким и простым вариантом ее изготовления был способ, когда кусок ткани оборачивали вокруг бедер, а если это делалось сверху рубахи, то ее не нужно было даже сшивать.

В России поневу начинали носить только девушки, достигавшие возраста замужества. Совершеннолетие отмечалось обрядом, когда загоняли “в поньку”. На Дону юбки начинали носить девочки с 15 лет и то, при условии, если старшая сестра была просватана. Ежели она была не замужем, то младшие сестры должны были ходить в платьях, чтобы “не посадить старшую сестру под корыто”.

Какую одежду носили казачки в верховьях Дона в ХVII - начале ХVIII вв. мы можем представить по сохранившейся и дошедшей до нас одежде казаков-некрасовцев. Как известно, казаки-некрасовцы - это потомки донских казаков, которые в ХVIII веке во время Булавинского восстания покинули территорию Дона и ушли вначале на Кубань, затем на Дунай и окончательно поселились в Турции. Их потомки вернулись в Россию (последняя группа, в 1962 году), сохранив русский язык ХVIII века, традиции, обычаи, обряды и одежду донских казаков ХVIII столетия.

Одежда казаков-некрасовцев была русской и сохранила ряд архаических черт русского национального костюма. Крой в своей основе имеет простейшие геометрические формы: это круг, квадрат и прямоугольник, что свидетельствует о древности кроя одежды, и делало ее практически безразмерной и идеально приспособленной для передачи от поколения к поколению Особенно это касается праздничного костюма.

Одежда казачки, живущей в верховьях Дона в начале ХVIII века, состояла из рубахи, балахона, завески, пояса и мутозиков. Рубашка, как мы говорили выше, является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы, в том числе и славян. Наши предки придавали магическое значение рубашке. Они верили в то, что, завладев рубахой врага и произнеся заклинание, хозяин рубахи был обречен на болезни и смерть, т. к. на него напускали порчу.

Подол, ворот и рукава украшались вышивкой, выделялись цветом, которые выполняли роль оберега и должны были защитить человека от порчи и сглаза.

Рубашка казачки-некрасовки состояла из двух частей. Верх рубахи, который был не виден, шился из простой ткани, а подол и рукава - из ярких пестрых шелковых тканей. Подол состоял из двух прямоугольных полотнищ, по бокам которых вшивались клинья. Низ подола украшался красной каймой - построчкой. Рукава имели пройму, видимая часть состояла из двух ярких кусков ткани, сосборенных под манжет. Поверх рубахи надевался балахон, представляющий верхнюю распашную одежду на подкладке, сшитый из яркой шелковой полосатой ткани. Рукава балахона, как и рубахи, имеют прямую пройму, которые сшивались при помощи треугольника, называвшиеся ластовицами. Сверху на рукава нашивались разноцветные яркие шелковые ленты - наставки. На груди балахон имел застежку. Причем количество пуговиц превышало количество петель, что дает нам основание предполагать, что пуговицы использовались как дополнительное украшение.

Сверху балахона надевалась завеска (фартук). В повседневном наряде она выполняла утилитарную роль, защищала одежду от загрязнения, а в праздничном костюме была дополнительным украшением. Крой завески был прост. Шилась она из прямоугольного яркого полотнища, сосборенного под обшивку, украшенной каймой-построчкой. Завеска шилась без завязок, поэтому подтыкалась под веревочку, которой был подвязан балахон. Дополнительным украшением к костюму были мутозики - пояс длиной 2,5 метра, сшитый из разноцветных лоскутков, который прикреплялся сзади к поясу.

В холодное время года казачки-некрасовки поверх балахона носили куфаенки или сарафаны. Куфаенки - это верхняя распашная, длиной до пояса, с короткими рукавами, одежда, стеганная на шерсти или вате. Шилась обычно из черного шелка на красной подкладке.

Сарафан имел такой же крой, как и балахон, но впереди пришивались две косые полки, и был также стеган на шерсти и вате.

Женские головные уборы казачек-некрасовок демонстрировали ее статус. Девочки и девушки-невесты ежедневно с самого рождения носили связку, сложенную в несколько раз полоску ткани, украшенную бисером, раковинами каури, вышитую крестиками. Поверх связки иногда надевали платок красно-желтой расцветки - “уруминский», то есть покупавшейся в греческой лавке, магазине. «Рум» так турки называли греков, а произносили «урум». По одному углу уруминский платок был отделан кисточками из цветных нитей.