Найти в Дзене
СМК для чайников

29. Руководство по качеству

Оглавление

Оглавление канала

Сегодня мы поговорим о таком документе СМК, как руководство по качеству (РК). Я хотел эту тему оставить на самый конец цикла статей, подойти к ней на таком коньке:

Ну вот, а теперь, когда мы познали весь дзен СМК, давайте сведем суть вашей системы в один документ - Руководство по качеству" )))

Но конца и края циклу статей нет, люди в комментариях и профильных чатах поднимают тему РК, значит настало время поговорить об этом документе.

Почему он не так прост как кажется, и одновременно - прост. И про главный принцип РК - в конце статьи!

Как его правильно составить и какие требования к нему желательно предъявлять, даже если этих требований нет (а их нет).

Я думаю, что многих, включая меня (я переосмысливаю субъект разговора), эта статья заставит подумать о том, как переделать то РК, которое уже есть. А тем, кому предстоит его делать, позволит не допускать ошибок.

Главная ошибка новичка - это запихать в РК все процессы Организации, их схемы, взаимодействие, описание, реализацию, формы записей и т.д. РК разрастается до миллиарда страниц, в которых уже сам разработчик ногу ломает.

А ведь нужно еще чтобы были инструкции уровня исполнителей процедур! И начинается копирование разделов из РК в другие профильные ЛНД. В результате - каша и полная неуправляемость этим всем.

Я вообще запрещаю дублирование требований в разных ЛНД. Ведь если требования поменялись, то проще изменить один документ, чем лопатить все, связанные с ним!

Еще часто совершают ошибку, заключающуюся в том, что придумывают свою структуру РК, отличающуюся от структуры базового стандарта. Или берут старое РК со времен ГОСТ ISO 9001-2011 и меняют в нем содержание под ГОСТ Р ИСО 9001-2015, не меняя структуру и названия разделов! Думали, время сэкономили? Ага, щаззз!

Это существенно усложняет дальнейший жизненный цикл РК, тупо становится неудобно с ним работать во время аудитов - нужна таблица соответствия разделов Вашего РК и разделов базовых документов.

Поэтому смотрите, к чему я пришел в результате раздумий об идеальном РК.

Да, РК в нашей организации не идеален! И я это знаю!

ВАЖНО! Я исхожу из того, что у Вас на каждый мелкий процесс, например, закупку запчастей, входной контроль, заключение договоров, обучение работников, внутренний аудит, оценка рисков и т.д. уже есть отдельные документы.

Если у Вас этого нет, то как начинать строить систему, написано вот тут.

Итак, Primo. Соответствие структуры.

Приведите будущее идеальное РК к структуре базового стандарта. Делается это просто. Открываем новый документ в Word, копируем туда раздел Оглавление Вашего базового документа, делаем каждую строку заголовком.

Структура есть!

Secundo. Базовое наполнение.

Пишем краткий вводный раздел, в котором на полстранички рассказываем о сути Вашей Организации, и ОБЯЗАТЕЛЬНО - об исключениях из базовых требований стандарта. Понятно, с обоснованием! Это как нулевой раздел, например, ГОСТ РВ 0015-002 "Введение"

Tertio. Выбрасываем желание растечься мыслью по древу.

Делаем это путем разработки схемы бизнес-процессов верхнего уровня. Например, для торгующей организации это может выглядеть так:

Крайне упрощенно
Крайне упрощенно

После этого мы понимаем, о чем нам надо рассказать в РК. Для себя декомпозируем каждый процесс верхнего уровня до уровней применяемых в Организации ЛНД. Ну например, процесс "Закупка продукции" может быть разбит на этапы (укрупненно):

  • подготовка документации на проведение закупки;
  • выбор поставщика (проведение закупки);
  • заключение договора;
  • доставка продукции;
  • проведение входного контроля;
  • организация хранения продукции до реализации

По сути, это те ЛНД, которые у Вас в той или иной мере есть уже. Осталось их распределить по разделам будущего РК. На этом этапе понимаем, что у нас описано в процедурах, а чего еще нет, или что следует отредактировать.

Это самая сложная часть задачи!

Quartum. Наполняем РК.

И вот мы перешли к наполнению РК.

Первое, что делаем - раскидываем ссылки на ЛНД по существующей уже структуре.

Второе - дополняем сопроводительным текстом, который не повторяет содержание процедур, а в одном-двух предложениях дает пояснение.

Например, если брать раздел 8.4.1 ГОСТ РВ 0015-002-2020, а равно и наш раздел РК № 8.4.1, то можно написать, применительно к верификации закупленной продукции, кратко:

АО "Рога и Копыта" обеспечивает соответствие продукции, поставляемой внешними поставщиками, установленным требованиям путем проведения входного контроля (верификации) закупленной продукции. Порядок проведения входного контроля установлен в документе № ХХХХХ-ХХХХ "Входной контроль продукции".

Все, точка! Не надо раскрывать в РК суть процедур, если есть соответствующий ЛНД. Только краткое пояснение и ссылка!

Было бы клево в начале каждого раздела кратко курсивом писать, о чем он, так называемое "Summary".

Например, для раздела 8.4.1, оно могло бы выглядеть так:

В данном разделе даны ссылки на документы, определяющие поставки продукции и услуг внешними поставщиками - закупки, безвоздмездные поставки (и т.д.), и данные, которые мы должны предоставить поставщикам.

И, наконец, Quintus. Верификация руководства по качеству.

И когда все будет написано и сверстано - дайте почитать РК человеку, который работает у Вас в Организации, но не имеет отношения к управлению СМК. Запишите его замечания.

Если Вы сможете довести РК до уровня, понятного рядовому работнику - Вы победили!

Ultima.

РК - это оглавление Вашей СМК. В нем не должно быть изложений инструкций, регламентов, et cetera.

Ваше РК - это как первые два листа увлекательной книги:

-3

Ахаха, само с собой получилось, что глава Введение, в которой про Вашу Организацию, именно так и должна выглядеть )))

Видите, тут ничего не дано кроме сносок! Вот так и в РК надо. Коротко и по делу.

А теперь про главный принцип!

Почти все СМК-шники думают, что РК - для аудиторов. Так вот нифига.

Идеальное РК - для работников, особенно, для новых.

Но, жду законный вопрос, как же новому работнику разобраться в содержании РК, приведенному к базовому стандарту? Нафига ему раздел 5.1 "Лидерство и приверженность"? ))) Как он поймет, что это то, что нужно ему в данный момент?

Ну так и пишите проще, для людей. Кратко и по теме. И не забывайте в начале разделов давать краткое описание.

Тогда РК станет настольной книгой тех, кто только что пришел в Организацию и пытается действительно разобраться в ее устройстве!

Tuus sincere!