Найти тему
Путь к свободе

Жизнь в неопределенности и отличие ремесла от бизнеса

Оглавление

Недавно читал на Дзене, как мужик открыл мастерскую по дереву, вложил немалые деньги, много лет вытачивал Буратин, но потом пришли конкуренты с демпингом, полностью обрушили рынок, и пришлось ему, бедному, зарабатывать подстриганием ёлок.

Ситуация на самом деле рядовая. Я тоже пару человек знаю: один делал мебель в мастерской, а у другого был гараж, типа "автосервис", но оба, побарахтавшись год-другой на вольных хлебах, быстренько ретировались на завод и остались там по сей день.

Но очень к тому посту комментарии удивили. Люди писали:

"Человек, мол - просто ремесленник, а не предприниматель и никакой это не бизнес - самостоятельно услуги оказывать. И вообще, если ремесленник хочет зарабатывать на себя - есть годами проверенная схема. Уходить никуда не следует, а следует просто брать заказы после работы. Тогда будет и стабильность, и эффективность."

И меня тогда зацепило: так, стоп, - думаю. - Это так не работает.

Относиться к своему делу можно, как к ремеслу, а можно - как к бизнесу, но это - принципиально разный подход.

Взять, например, моего бывшего начальника - человека, у которого я учился машины красить.

Он же никогда не сидел на месте. Всё время что-то придумывал, какие-то эксперименты проводил. Пройдет, например, обучение по покрытию жидким стеклом, предложит клиентам... А спрос не очень... Ну ок. Выпрямление вмятин без покраски входит в моду? Отдаёт племянника в ученики... Но вот, не получается у него хорошо. Ладно. Химчистку откроет в соседнем гараже - о, поперло! Огонь! Сварку освоит, попробует кое-какие вещи на продажу делать - продались три штуки, а потом глухо. Мебель предлагают покрасить? А давайте попробуем! И вот, машин нет, а мы набираем заказов на фасады шкафов...

Мы и сами были в своём роде экспериментом. Часто в комментариях пишут, что никто работников не обучает. А человек обучал. Со мной на файер-шоу столкнулся - мы тогда представление делали, крутили огонь, а супруга начальника хотела подогнать нам клиентов - какие-то выступления провести. Вот и получилось, что подвозили домой.

- А где работаешь? - спрашивает

- Да вот, работу ищу, на Авиационный собираюсь, но очень не хочется, ездить придется далеко.

- А образование?

- Автосервис.

- Отлично, приходи завтра. Будет тебе работа. Вот адрес.

Сейчас, глядя с высоты десятилетнего опыта, могу сказать, что обучение работников ему не слишком-то окупилось - всего два-три маляра приносили прибыль, а многие, сколь ни пытались - только отнимали ресурсы. Вот не получалось у большинства, и всё тут! А после моего ухода вообще один остался. Но и один толковый работник - тоже актив.

По факту прибыли у начальника немного было. Я так примерно скажу, что пара гаражей с химчисткой и двумя работниками приносили (за вычетом расходов) может 100, ну край - 150 тысяч. Он с семьёй очень скромно жил. На всём экономил, формировал капитал для вложений.

Машину увидит дешевле - покупает. Полировка, химчистка, пороги подкрасить - продает на 100 тысяч дороже. Дачу своими руками строит - можно продать.... И так постоянно...

Капитал рос, горизонтальные связи появлялись, ширилась клиентская база...

Человек не был бизнесменом в том понимании, в каком обычно рисует это слово возбужденная фантазия обывателей: с миллионными доходами, с виллой и спорткарами. Но он и ремесленником не был.

Потому что постоянно пытался расширяться и делегировать, находить возможности. Это - мышление предпринимателя, оно от мышления ремесленника категорически отличается.

Мышление ремесленника - это как раз то самое: "А зачем с работы уходить, если можно не уходить?"

Ремесленник не пытается расширяться, не мониторит ниши. Не рискует деньгами. Он, даже если и будет работать на себя - то только пока клиенты не кончатся. А потом вернётся на работу.

Мне раньше начальника сложновато было понять, а теперь понимаю лучше, чем себя.

Психика привыкает жить в условиях нестабильности.

Ты перманентно держишь в голове, что завтра клиентов может не быть, а семью кормить надо, и за аренду надо платить, и тех ребят, что ты на работу взял, надо как-то поддерживать на плаву - они от тебя зависят.

И пенсии особой не светит, даже если платишь взнос ИП-шника - к старости получишь копейки, а значит, формирование будущего - твоя забота.

А каково перед клиентами всё время нести ответственность за работников, местами довольно криворуких?

И я прекрасно понимаю, почему иногда, если клиент важный, он болезненно бросался контролировать, всё ли мы делаем правильно, смотрел под руки, психовал, мешал или вообще отбирал и делал сам...

А уж какие нервы и стрессы, когда рынок меняется, и наступают тяжелые времена, когда материалы и оборудование дорожают, и ты тратишь сотни тысяч, скупая всё большими партиями по старой цене, чтобы выигрывать конкуренцию за клиентов, а клиенты теряют покупательную способность, и постоянно торгуются....

И работать нужно больше, чем на работе, и иногда даже на этой работе жить, а во время отдыха не отдыхается и приходится переживать о работе...

Вот поэтому оба товарища, с которых я начинал рассказ, моментально перегорели своим бизнесом и ушли на завод детали точить: очень сейчас довольны стабильностью, белой зарплатой и социальными плюшками.

Один так и говорил: "Я 8 часов отработал, вышел через проходную и в ту же секунду о работе забыл, разгрузил голову. А в бизнесе, даже в самом малом - не получается расслабляться. С ума сойдешь!"

К Дзену - как к бизнесу

Нечто похожее в последнее время бурлит в комментариях про Дзен. Сейчас алгоритмы изменились, показов стало меньше, а в результате обижается и уходит множество авторов, которые искренне верили, что работают на площадку.

Некий у них с площадкой негласный договор был. Что-то типа: "Мы вам уникальный и качественный контент, а вы нам - просмотры и деньги". И вот сейчас Дзен этот договор нарушает...

И, когда я говорю, что Дзен для меня - не работодатель, а инструмент, помощью которого я веду бизнес по формированию личного бренда, до большинства авторов сами принципы такого мышления не доходят.

Как это Дзен - бизнес? Это - работа на площадку. Ты пишешь, а она тебе платит. Или не платит. И вообще - это не работа, а хобби, потому что при Сталине такой фигни не было, и, если все станут блогерами, мы все умрем! (с) комментаторы

Прикол в том, что почти не важно, чем вы занимаетесь. Важно - КАК?

Если относиться к делу, как к бизнесу - на выходе будет бизнес. Если, как к ремеслу - будет ремесло. Если, как к хобби - хобби.

Но разное отношение даёт разный результат

Да, можно относиться к дзену, как к работе: вы пишете и за это начисляются деньги.

В какой-то степени верно, ведь они действительно начисляются:

-2

Но эту логику сразу же ломает несправедливость: ведь начисляются они далеко не всем. И человек, который именно так представляет себе Дзен, пишет сначала одну статью, пишет вторую, третью, десятую... А денег нет.

И он думает: "А нафиг я, собственно, пишу? А на Дзен работаю, дарую ему контент, а Дзен не соблюдает наш негласный договор! Всё, он без меня развалится! Конец этому Дзену, потому что работодатель плохой."

А Дзен - не работодатель. Он никого на работу не нанимал. Не заключал договоров. Не ставил перед авторами задач.

Дзен - лишь инструмент для ведения бизнеса. Площадка, которая даёт показы и не запрещает размещать ссылки. И конкуренция за эти показы очень жесткая...

Люди иногда просят у меня аудит их канала сделать, объяснить, почему показов мало, и приходится говорить:

Товарищ, вот у вас канал про рыбалку. Хороший канал, вы - молодец, реально молодец, много полезного пишете.

Но Дзен - это не просто работа, где вы что-то пишете, а вам за это отваливают показы и денежки. Это - конкуренция.

Контент одновременно публикуют 100 тысяч авторов, а за 23 год их количество выросло в три раза и продолжает расти. В одной ленте с простыми авторами конкурируют крупные СМИ, для которых каждый день пишет 50 копирайтеров по 50 статей, есть манимейкеры, скупающие множество каналов и с помощью ИИ спамящие на эти каналы украденные видосики.

И, если 5 лет назад, когда авторов было мало, каждый мог легко получать показы, то сейчас за них идет нешуточная борьба!

Посмотрите на свой канал со стороны:

-3

А потом посмотрите на конкурентов, которые в вашей теме успешны:

-4

Вот с ними вы и сражаетесь за внимание читателя! И плюс еще с ребятками, которые загружают на Дзен видео про рыбалку, уже выстрелившие на Ютубе. Их банят, потому что контент неуникальный и заголовок обманывает ожидания, а они покупают новый канал и загружают дальше...

Вы можете сделать что-то, что заставит читателей выбирать именно вас, а не конкурентов? Да, я знаю, что это сложно!

Пробуйте! Может быть и получится найти свои фишки и свой подход. Может, завтра вам повезет, аудитория Дзена вырастит, или манимейкеров новый алгоритм перебанит, может изменятся правила так, что крупным игрокам станет неинтересно и конкуренция снизится...

А может быть и нет. Дзен - это живой, постоянно меняющийся рынок показов. Вы не можете знать, что будет завтра!

Нельзя просто писать какие-то статьи и думать, что показывать и платить всегда будут одинаково.

Дмитрий Анатольевич даёт советы авторам Дзена.
Дмитрий Анатольевич даёт советы авторам Дзена.

То есть, отношение, "как к бизнесу" выражается в следующем:

  • У вас есть площадка - инструмент, где можно получить на свои материалы показы.
  • Вы на этой площадке не одни: показы получит тот, кто создаст самые интересные, цепляющие аудиторию вещи и не отлетит за свои методы в бан.
  • Площадка вам ничего не должна. Её правила постоянно меняются. Количество конкурентов растет. Вы - ей не нужны. Забудьте об этом, с вами никто не будет считаться, нытья вашего никто не услышит. Даже, если у вас больше 100 тысяч подписчиков - не нужно думать, что вы имеете вес. Как и в любом бизнесе. 9 из 10 не получат ничего.
  • Сразу у вас ничего не получится, сколько лет придется пахать бесплатно, чтобы победить конкурентов и вырвать своих читателей - никто вам не скажет. Может быть, вы не победите их никогда. А может, завтра алгоритмы изменятся и никаких показов вообще не будет.

НО! У вас есть свобода действий:

  • Вы можете создавать разные каналы, пробовать разные форматы, разные подходы, которые вот сейчас окажутся эффективнее других.
  • Вы можете вставлять любые ссылки. Рекламировать свои ресурсы. Развивать личный бренд, чтобы вас узнавали на улицах, продвигать чужой личный бренд за деньги, брать рекламу, продвигать любые свои услуги, других авторов продвигать за деньги.
  • У вас есть не только Дзен, вы можете вести несколько соц. сетей и объединять аудиторию.

Да хоть тот же рыболовный канал рекламировать, сказать: "Ребята, поддержите человека, он ведь реально про полезные вещи пишет! Зайдите, если тема интересна, поставьте лайк!"

Рыболовные фишки | Дзен

И, когда мне пишут:

"Автор, это все бла-бла-бла, а вот, когда вам не будут давать показы и многА денЯк, тогда вы поймете, что всё в жизни тлен и суета".

Я 4 года веду канал и два из них - в глаза не видел никаких денег.

Но, когда Дзен продвигал видео про котиков - я эти видео на двух каналах крутил и выжимал деньги.

Потом предложил предпринимателям корпоративные каналы вести. Одно время до 100 статей поставлял для таких каналов - при помощи копирайтеров, разумеется. И с каждой статьи по 300 р. в карман. Правда, копирайтеры, в таком количестве мозг выносят неслабо, а еще бывает подставляют, берут заранее деньги и пропадают. Или такой результат вдруг выдают - что проще убить. А за их работу отвечаешь ты, и за показы на Дзене перед заказчиком отвечаешь ты, хотя повлиять на это ты можешь лишь очень косвенно. А 300 р. - ими разве что слезы можно вытереть.

А потом ситуация изменилась. В феврале 22-го Дзен вообще показы обрубил. Полгода только подписчики читали. И бизнес по корпоративным каналам схлопнулся в три раза. Сейчас почти не ведем. Оставили только заказчиков, которые совсем не кушают мозг.

Пришлось сделать ставку на партнерские программы. Запланировал серию статей. Выходил перед новогодними праздниками в "Яндекс еду", зарабатывал много.. Хвалил подработку, показывал на личном опыте ее сильные стороны. Предлагал людям партнерскую ссылку, получал бонусы и половину возвращал рефералу. И тоже выжимал с партнерок по 30-40 тыр в месяц.

А теперь с приходом тепла курьеры в Яндексе не нужны - последний товарищ присоединился по ссылке - бонус за него 2 тысячи обещают всего. И я новые эксперименты ищу. Бодаюсь, сейчас с партнеркой Альфа-Банка.

Отношение "как к бизнесу" предполагает, что стабильности нет, но вокруг есть окна возможностей. Вы смотрите, какие открываются, держите руку на пульсе и пытаетесь влезть.

Сегодня одно - завтра другое.

Легко ли жить в постоянном стрессе из-за отсутствия стабильности?

Нет.

Я к этому года через три привык. Устраивался параллельно хоть на какие-то подработки, чтобы не бояться всё потерять. А, когда уходил чисто в интернет - это прямо давило, перекручивало нервы, сложно было заснуть.

Только когда стал грамотнее распоряжаться деньгами, подушку формировать - пришло некоторое спокойствие.

-6

И так с любым бизнесом...

Пробуешь, находишь возможности. Рискуешь, вкладываешь деньги и труд. Получается, раскручиваешь тему, срезаешь сливки, сберегаешь. Ищешь возможности дальше, но у тебя есть для этого чуть больше опыта, знакомств, денег и компетенций.

Ничто не вечно. Нельзя открыть мастерскую и делать что-то одно до конца жизни, что будет прекрасно продаваться, в мире, где есть конкуренция.

Нельзя писать на Дзен до конца жизни и получать с внутренней монетизации миллион денЯк.

Но подход, как к бизнесу - это очень интересно, эмоций больше, возможностей больше, потолка нет.

Вот спрашивает народ: "Нафига ты гараж купил? Чем ты вот прям конкретно хочешь в нем заниматься?"

Они это понимают так, что я могу выбрать какую-то стабильную сферу и шпарить это дело до пенсии. Ага, в мире, который ускоряется быстрее, чем я успеваю моргать.

Да нет, разумеется, такой сферы!

Гараж автора до и после))
Гараж автора до и после))

Вот у меня сейчас две машины, которые нужно сделать. Доведу до идеала, выставлю на продажу - это первое дело.

Возможно, возьму потом битую тачку классом повыше - и тоже буду для себя делать.

Возможно, для клиентов что-нибудь - полировку, например, я часто беру.

Возможно, сварщик со мной будет мутить: у товарища бизнес план есть, я предложил сотрудничество. Почему нет?

Может быть, магазин на ВБ в итоге откроем и гараж будет использоваться, как склад.

Может шиномонтаж там организуем или производство свистулек на ЗД принтере...

А может, я этот гараж отделаю нормально и продам дороже, а потом куплю другой. Или сдам в долгосрочную аренду, а сами на юг уедем.

Не знаю. Буду экспериментировать, подстраиваться под меняющийся мир, учиться, искать варианты, как эффективнее извлекать прибыль и удовлетворять потребности общества.

И я сейчас, разумеется, переживаю про себя, что может быть ошибся, и гараж может быть не нужно было покупать, и, может быть ничего не получится хорошего, или получится не слишком эффективно, а геморроя окажется больше, чем профита.

Но я свою жизнь не поменяю на жизнь работника в найме. Даже, если он при этом лучше зарабатывает, имеет стабильность, предсказуемость, больничные с отпусками, нормальную пенсию и меньше нервного стрессу.

Мне такой тип мышления нравится. Это для меня интересно - находить возможности и биться в них с конкурентами. Непредсказуемость обостряет эмоции.

-8

При этом я прекрасно понимаю, что этот путь не самый лучший и не единственный. Но ничего не поделаешь, характер может такой, черт знает...

Потом можно будет выйти на развитие, подняться выше, масштабировать и делегировать. Но пока речи об этом не идет, ближайшие год/два - это будут попытки закрепиться, найти какую-то нишу, которая будет приносить деньги параллельно Дзену, партнеркам, корпоративным каналам - потому что они не вечны. Ничто не вечно. Диверсифицировать онлайн-доход с помощью реальной жизни и превращать это в контент. Такая вот задача.

Подписывайтесь, друзья, на канал, ставьте лайки, дизлайки, короче, всё, что хотите! Пишите в комментариях, что считаете нужным. И живите, как вам нравится! Не слушайте никого!

И это, на канал заходите... Про рыбалку:

Рыболовные фишки | Дзен

Всем добра!))