Найти в Дзене

Как дети организуют свой бизнес и как к этому относиться

Чем старше ребёнок, тем больше у него «хотелок» — и последний айфон, и дизайнерские кроссовки, и самокат, и в кафе с друзьями… Для больших потребностей нужны большие возможности. Не все родители могут и хотят идти на поводу у ребёнка и выполнять его желания, или хотят, чтобы он научился самостоятельно обращаться с деньгами. К тому же иногда подросток хочет не столько заработать, сколько стать взрослым и самостоятельным, добиться чего-то.

В стремлении зарабатывать (не воровать, вымогать или выпрашивать) деньги нет ничего плохого, другое дело, как это стремление воплощается в жизнь. Одни решают контрольные за соседа, вторые ведут блоги, а кто-то пытается устроиться на работу или даже открыть собственный бизнес…

-2

Что важно знать родителям

1. Знать законы. Полноценный трудовой договор разрешается заключать с подростками, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ). При определённых условиях, в частности с согласия одного из родителей, на работу могут принять и в 14 лет, но только в свободное от учёбы время (ст. 63 ТК РФ).

C 14-15 лет разрешено работать не более 24 часов в неделю, с 16 лет — не больше 35 (ст. 92 ТК РФ). Для сравнения: взрослые работают 40 часов в неделю.

Индивидуальным предпринимателем или самозанятым можно стать с 14 лет, но для этого нужно разрешение родителей, причём на каждую сделку.

Кстати, с 14 лет ребёнок может самостоятельно оформить дебетовую банковскую карту без согласия родителей.

Обязательно обсудите с ребёнком, что нужно для того, чтобы его трудовая деятельность не нарушала закон.

-3

2. Будьте в курсе. Какой бы ни была подработка ребёнка, важно, чтобы родители знали, что происходит, и могли дать совет или вмешаться, чтобы помочь, если что-то пошло не так. Чтобы юный предприниматель не пытался скрыть от вас свой бизнес, с самого начала не стоит запрещать ему искать работу. Если вам не нравится идея стоять на кассе в закусочной, предложите другую, найдите компромисс. Тогда вы избежите неприятных сюрпризов.

-4

3. Разговаривайте. Хорошо, если у вас уже сложились доверительные отношения. Поощряйте желание ребёнка рассказывать о своей работе. Если подросток будет видеть заинтересованность, а не подозрения и страхи, вам будет легче дать совет, а ребёнку — его попросить. Регулярные совместные мозговые штурмы не только сделают работу безопаснее, но и дадут будущему бизнесмену новые знания и опыт, откроют перспективы на будущее.

-5

4. Не забывайте про нематериальные ценности. Любая работа и бизнес — это не только способ заработать деньги, но и возможность получить новые социальные навыки. Кроме того, не стоит забывать про человеческие качества — дружелюбие, вежливость, ответственность, уважение к возрасту и опыту других людей. Это имеет значение для общения и с коллегами, и с клиентами. А вот пользоваться ситуацией и служебным положением, чужими слабостями, хитрить и обманывать — плохой способ преуспеть. В школе не учат деловому этикету, и, скорее всего, ваш подросток не слишком хорошо понимает, что уместно в рабочей ситуации, а что нет.

-6

5. Планируйте. Помогите ребёнку составить бизнес-план или просто план действий. Не пытайтесь навязать свои цели, старайтесь понять, что важно и интересно ему самому.

Какие вопросы стоит задать себе и ребёнку?

  • Чем хочется заниматься? Что хорошо получается, что нравится? Определите слабые и сильные стороны будущего бизнесмена.
  • Как можно использовать уже имеющиеся навыки и умения? Может ли это принести доход? Какие потребуются ресурсы?

    Пример:
    Если ребёнку нравится печь торты, то что нужно, чтобы сделать из этого хобби бизнес — оборудование, ингредиенты, реклама, санитарная книжка... Где взять деньги на это?
  • Можем ли мы самостоятельно составить бизнес-план?
  • Что будем делать, если ничего не получится? Что потеряем? Расстроимся или задействуем план «Б»?
-7

Предпринимательство — это не только про бизнес, это образ мышления, когда человек готов действовать, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. Предприниматели строят планы и осуществляют их, видят перспективу, думают наперёд.

Чтобы всё получалось, важно тренировать бизнес-мышление с детства. Пока этот мир не отменит деньги, ими нужно уметь пользоваться и распоряжаться, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы познакомить ребёнка с азами экономики. Этим вы не сделаете его жадным, а лишь поможете стать успешным.

-8

Поэтому рассказывайте ребёнку про семейный бюджет, доходы и расходы, привлекайте к принятию денежных решений. Если вы сами не уверены в своих силах в этом направлении, воспользуйтесь хорошими книжками. Вот здесь мы уже собирали подборку «Финансовая грамотность для детей» и писали, зачем она вообще нужна. Но с тех пор наша «копилка» пополнилась ещё несколькими интересными и полезными книгами.

-9

Детям от 6 до 9 лет, которые уже умеют читать и любят играть, наверняка придётся по душе книга «Сказочная экономика для детей» Татьяны Поповой, ведь в ней больше 70 игр и головоломок — паутинки, лабиринты, угадайки, буквенное решето, змейки, рифмочки и считалки. Например, нужно подсчитать, во сколько на самом деле обошлась старухе каша из топора. Да и вообще экономика — сказочно интересная наука. Баба-Яга берёт кредит, чтобы открыть гостиницу в своей избушке, Кощей перестал чахнуть над златом и положил его в банк под проценты, а жители Теремка планируют отпуск. Из книги дети, в частности, узнают, что такое экономические блага и почему никто, даже сказочные герои, не могут без них обойтись.

-10

Герой «Денежных историй» Татьяны Труфановой — денежник Тимофей Кубышкин — расскажет, как деньги прошли путь от ракушек и шкурок животных к пластиковым карточкам и биткоинам, откуда пошло выражение «деньги не пахнут» и почему быть миллионером во время гиперинфляции не так уж и заманчиво. Читатели, как и мальчик Костя Белкин, будут слушать истории Кубышкина с открытым ртом: «Ух ты, как интересно! А я и не знал! О, мог бы и сам догадаться...». Истории не только интересные, но и полезные, потому что дают представление об исторических, экономических процессах, побуждают мыслить масштабно, анализировать, учиться на чужих ошибках. Книга будет интересна детям от 7 до 12 лет.

-11

Читатели постарше — от 11 лет — могут учиться на чужих ошибках и чужом опыте по книге Татьяны Поповой «Деньги в руках литературных героев». Автор предлагает по-новому взглянуть на классические произведения и поступки известных персонажей: почему Дубровский потерял имение, а Раневская — вишнёвый сад? Где ошибся Чичиков? Получится ли совместить бизнес и мораль? И может ли богатство сделать человека счастливым? Автор предлагает читателям самим подумать над некоторыми вопросами, но при этом даёт «подсказки экономиста».