Найти в Дзене

№ 605 (а, б и в) из учебника по алгебре для 8-го класса (автор Ю. Н. Макарычев)

Оглавление

Решение дробных рациональных уравнений

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

На примерах решений заданий № 605 (а – в) из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б. Суворова под редакцией С. А. Теляковского предлагаю вспомнить решение дробных рациональных уравнений.

Найдите корни уравнения:

Решение:

-2

Общий знаменатель дробей ( x – 5 ) ( x + 5 ).

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель дробей.

-3

В правой части уравнения мы использовали формулу произведения разности двух выражений и их суммы.

Раскроем скобки, используя правило умножения многочлена на многочлен.

-4

5x и –5x в сумме дают 0, –4x и –6x в сумме дают –10x, а сложив –20 и 30 мы получаем 10.

Перенесём свободный член в правую часть уравнения, соблюдая правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую:

–10x = –50 – 10;

x = –60 : ( – 10 );

x = 6.

При x = 6 общий знаменатель ( x – 5 ) ( x + 5 ) не обращается в нуль, значит, число 6 –корень уравнения.

-5

В знаменателе второй дроби правой части уравнения вынесем за скобки общий множитель 3, получаем

-6

В седьмом классе школьники проходили формулу разложения разности квадратов на множители.

Поскольку число 4 – это 2 в квадрате, выражение в скобках мы можем представить, как разность квадратов и разложить её на множители x – 2 и x + 2.

-7

Общий знаменатель дробей 3(x – 2) (x + 2).

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель дробей.

-8

Ещё с первого класса школьники знают, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А с пятого класса они знакомятся с правилом, что от перемены мест уменьшаемого и вычитаемого разность меняется на противоположное значение. Например: если от пяти отнять два, то получим три, а если от двух отнять пять, то получим минус три.

5 – 2 = 3;

2 – 5 = –3.

Поделив выражение на противоположное, мы получим –1, поэтому в числителе первой дроби будет 3 * (–1) * (x + 2) = –3(x + 2) = –3x – 6.

-9

Мы получили квадратное уравнение с нечётным вторым коэффициентом, поэтому для решения уравнения удобнее воспользоваться формулой I.

D = 49 – 4 * ( –3 ) * 6 = 49 + 72 = 121.

121 > 0, значит уравнение имеет два корня.

-10

В знаменателе дроби левой части уравнения вынесем за скобки общий множитель y, получаем

-11

Общий знаменатель дробей y (y – 1).

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель дробей.

-12

Перенесём слагаемые с одинаковой буквенной частью в одну сторону уравнения: y

– из правой части уравнения в левую, а свободный член 3 перенесём из левой в правую. При этом помним, что согласно правилу переноса слагаемых из одной части уравнения в другую (§41 «Математики» А. Г. Мерзляк (6 класс)), знаки переносимых слагаемых меняются на противоположные:

–7yy = –5 – 3;

–8y = –8;

y = –8 : –8;

y = 1.

-13

В главе III §9 п. 25 учебника на странице 140 авторы учебника рекомендуют при решении дробных рациональных уравнений поступать следующим образом:

1) найти общий знаменатель всех дробей, входящих в уравнение (целые числа рассматриваем в качестве дроби со знаменателем 1);

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить получившееся целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.