Добронега была дочерью русского князя Владимира I Святославича. Девушку, большая часть сведений о которой, включая точный год рождения (то ли 1011, то ли 1012) и имя её матери, остаётся скрытой во мраке истории, ожидала удивительная участь: оказавшись вначале заложницей польского короля, спустя десятки лет она стала королевой, и в этом статусе активно помогала сыну Болеславу II в деле управления государством.
Распря
Когда Добронеге было всего три или четыре года, скончался её отец, великий князь Киевский Владимир, и с его смертью между детьми правителя началась борьба за высшую власть. Святополк, ещё при жизни отца задумавший заговор, за что и был заточён, убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и занял киевский престол. Против него выступил собравший войско Ярослав, который сумел вытеснить Окаянного из Киева. Тому пришлось бежать к тестю, польскому королю Болеславу IХраброму.
Сдаваться Святополк не собирался. Он заручился поддержкой Болеслава, который помогал тестю не только из-за того, что хотел посадить его на престол, но и потому, что желал вызволить оставшуюся в плену после разоблачения заговора Святополка его супругу и свою дочь, чьё имя нам, однако, неизвестно.
Немецкий хронист Титмар Мерзебургский сообщает нам и об ещё одном мотиве, который преследовал Болеслав: он якобы хотел отомстить Предславе Владимировне, сестре Добронеги, к которой ранее сватался и получил жёсткий отказ – дескать, чересчур толстый и развратный. Было это или нет, но в 1018-м году войско Болеслава одерживает верх над Ярославом, и польский король захватывает власть над Киевом.
Пленница
Относительно того, как вернулся к себе на родину Болеслав, сообщения в источниках расходятся. Мерзебургский утверждает, что сделал он это победителем, в то время как в Повести временных лет говорится о поднятом киевлянами восстании. Вероятнее всего, последняя версия правдива – удержать власть польский король не смог. Но с собой в Польшу он также увёз жену Ярослава и девять его сестёр, среди которых была и Добронега.
Малолетство Добронеги, которой к моменту увода в плен было не больше шести-семи лет, уберегло её от участи, которая постигла более взрослых сестёр. Так, ту же Предславу Владимировну польский король сделал своей наложницей.
Нельзя сказать, что увезённые из Киева женщины содержались в совершенно ужасных условиях. На Ледницком острове, где держали пленниц, для них построили в византийском стиле замок, а также небольшую православную церквушку, чтобы те могли там молиться. Впрочем, они по-прежнему оставались невольницами; вернуться многим на родину так и не удалось.
Со смертью Болеслава в 1025-м году ситуация для пленниц не поменялась: отпускать их на волю не собирались. Только спустя 13 лет, когда Казимир I, внук Болеслава, вступил в борьбу за власть в государстве, которое на протяжении последних лет раздирали смута и внутренние противоречия, киевских невольников освободили. Дело в том, что претензии Казимира решил поддержать Ярослав Владимирович. Союз был закреплён браком Казимира с сестрой Ярослава Добронегой. Первому на тот момент было 22 года, последней – примерно 26-27 лет.
Княгиня и королева
Благодаря помощи Ярослава Казимиру удалось восстановиться на польском престоле, став светлейшим князем Польши. И, естественно, о том, насколько счастливым был данный брак, нам практически ничего неизвестно. Изначально союз между этими двумя был продиктован исключительно политическими мотивами, хотя местные хронисты и считали его удачным: всё-таки Мария (Добронеге было дано такое имя после того, как приняла католическую веру) подарила супругу четырех сыновей и дочь.
Трудно судить о том, насколько велико было влияние Добронеги на судьбу страны в правление Казимира. Однако, когда в 1058-м году он умер, и на престол взошёл старший сын, 16-летний Болеслав II Смелый, Мария стала фактической правительницей государства.
Известно, что усилиями Добронеги между Польшей и Русью установились добрососедские отношения. В частности, этого удалось достигнуть благодаря удачным династическим бракам: Болеслава II она выдала за внучку Ярослава Владимировича Вышеславу. Да и о помощи родственникам не забывала: помогла в 1069-м году бежавшему из Киева племяннику Изяславу Ярославичу.
Королевой Добронега стала в 1076-м году после того, как Болеслав был коронован. Правда, спустя три года король был свергнут своим младшим братом Владиславом I Германом, который похвастаться независимостью проводимой политики не мог: он полностью подчинился диктату крупных аристократов.
Болеслав IIскончался в изгнании в 1081-м году. Добронега же пережила его на шесть лет и умерла в 1087-м году в 75/76-летнем возрасте. О месте её захоронения нам ничего неизвестно.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!