Плохое поведение может быть у любого ребенка
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с плохим поведением своего ребенка. Дети с особенностями не являются исключением, хотя многие взрослые стараются не заострять на этом внимание, списывая все на диагноз. Да, наверное проще махнуть рукой и не обращать внимание на то, как ребенок игнорирует ваши требования, а его своеволие и упрямство выдавать за умственную отсталость и непонимание. Но, я думаю, многие согласятся с тем, что ребенок, который не умеет себя вести, часто ставит родителей в неловкое положение, а сам ребенок может попасть в сложную и даже опасную ситуацию. Чем старше он будет становится, тем сложнее будет корректировать его поведение. Почему-то, плохое закрепляется быстрее, чем хорошее, и не важно с диагнозом ребенок или без него.
Конечно, все дети разные. Иногда кажется, что ребенок сразу родился послушным и воспитанным. Он слушается родителей, подчиняется требованиям, выполняет просьбы, всегда чистый и опрятный, убирает за собой игрушки, вовремя ложится спать, в общем не создает родителям ни каких проблем. А другой ребенок - как стихийное бедствие. Если взять для примера нашу семью, то все четверо на столько разные, что я иногда задаюсь вопросом: "Как у одних родителей получились такие разные дети?"
Наша линия поведения.
Но вернемся к основному вопросу. Что делать, если ребенок с синдромом Дауна плохо себя ведет, не слушается и не реагирует на просьбы и требования родителей? Я не буду сейчас обобщать всех детей и расскажу только про Саву. Это наш опыт и не в коей мере не руководство к действию. Каждый человек индивидуален, и то, что подошло одному, может совершенно не подойти другому. Хотя, возможно, некоторые моменты могут быть похожими для всех. В нашей семьи, мы с мужем всегда придерживались одной линии в воспитании. Если мама что-то запретила, идти просить об этом же папу бесполезно. Если папа сказал, что нужно что-то сделать, мама послабление не даст. Если ребенок наказан за плохое поведение, ни кто из членов семьи не будет прыгать вокруг Савы и жалеть, пока идет время наказания. Но обязательно все похвалят, если он делает что-то хорошее. В разном возрасте у нас были разные наказания и поощрения, и конечно разные требования, соответствующие возрасту. Скидка на особенности тоже была, ведь свои требования мы должны были донести сыну в доступной форме, а не всегда это получалось, не на все хватало терпения, а где-то не хватало знаний и мы действовали методом проб и ошибок.
Растет ребенок - растут проблемы.
Почему-то за первые два-три года я вообще не помню больших проблем в поведении сына. Ели, спали, играли, бегали по врачам, ездили на занятия. Точно были проблемы со сном, при чем в ночное время. Он часто просыпался, плакал и его трудно было успокоить. Не помогли нам ни врачи, ни психологи. Постепенно годам к пяти стало проще. В школу Савка пошел с выстроенным режимом дня. Не важно, каникулы, выходные или рабочие дни. В девять подготовка ко сну, в десять он спит. Правда и встает, не зависимо от праздников и будней, как в школу.
Что-что, а кризисы приходят вовремя не зависимо от диагнозов. Не обошли они и Саву. Его расписание дня еще не сильно поменялось, но мы стали готовиться к детскому саду, а все знают, что в саду уже есть определенные требования к ребенку. Умение самостоятельно кушать, частично одеваться, ходить в туалет, заниматься - всему этому сына учили, но в какой-то момент он стал упираться и сопротивляться всему. Ругать и наказывать трехлетнего ребенка, а по развитию и вовсе двухлетку, дело бесперспективное. Хотя, честно скажу, психовала и срывалась. Руки опускались. А потом стала с ним играть. Я вязала ему пальчиковый и перчаточный театр, им и воспользовалась. Сава не хотел одеваться с мамой? На помощь приходил кот. Писклявым маминым голосом он уговаривал Саву одеть штаны и шапку, взять в руку ложку, принести горшок. Однажды сын попытался истерить в поликлинике. Я сделала рукой зайчика и заговорила с Савой, а он вдруг успокоился и заулыбался. Этот зайчик очень долго выручал нас. Со стороны наверное смотрелось дико когда мама делала какие-то манипуляции рукой и говорила с ребенком писклявым голосом. Но это работало.
Метод коррекции нежелательного поведения, который нам помог.
Сава рос, соответственно росли и требования к нему. Наши занятия с ним становились сложнее. Меньше игровых, больше обучающих. И я опять встретила сопротивление. Но уже были не слезы и истерики, а упрямство, попытка настоять на своем. Не хочу делать, сброшу пособие на пол, не хочу делать гимнастику, лягу на пол или встану столбиком и с места не сдвинусь. Одеваться не буду, ногу сделает сапогом и штаны не натягиваются, а ботинок мог улететь в другую комнату. Ругала, объясняла, ставила в угол, из которого он убегал. Всякое было. Сложно было.
Однажды мне попалась книга Роберта Дж. Маккензи "Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного." Я читала ее и вдруг поняла, что вот то, что мне нужно. Не все, некоторые моменты меня не устраивали, но кое что попробовать стоило. Книгу пересказывать не буду, там 350 страниц полезной информации. Главное, с чего мы начали это принцип тайм-аута. Когда чего-то хочешь добиться от ребенка, а он сопротивляется, что происходит? Мы какое-то время сохраняем спокойствие, потом закипаем и срываемся. А выполнил ли ребенок наше требование? Чаще всего нет. То есть мы своего не добились, а он понял, что если не хочешь, можно не делать. Подумаешь, мать поорет, может и шлепнет, но потом отстанет. И это может повторяться изо дня в день.
У нас появился стульчик, на который я усаживала Саву подумать. Из речи мы убрали слово "наказание". Он сидел и "думал" о своем поведении. Перед ним я ставила песочные часы и говорила: " Пока песочек сыпется, ты сидишь, смотришь и думаешь, как мы будем заниматься. Если хорошо, то потом ты посмотришь мультфильм. Если не будешь заниматься, мультфильма не будет." У каждого может быть свое любимое занятие. На тот момент для Савы был привлекателен планшет ( собственно и сейчас тоже). За это время я успевала остыть, Сава чаще всего переключался на часы и вставал довольно спокойный. Мы садились за стол и занимались. Обычно в такие моменты я занятие сокращала, а в конце его брала любимые Савины игры, закрепляя положительный момент. Примерно месяц Сава привыкал к стульчику, как к альтернативе наказания. Он научился на нем сидеть определенное время и не убегать. И я стала этот стульчик применять и в других воспитательных моментах. Балуется с едой за столом и не слушается, вывожу из-за стола в комнату и усаживаю подумать. Не хочет одеваться на прогулку, садимся думать. Помогло - идем гулять, нет, остаемся дома. Прогулка сдвигается на другое время.
В какой-то мере стульчик научил Саву делать выбор. Ты можешь сделать так, как тебе хочется. Например не слушать маму и не одеваться. Но тогда прогулка отменяется. Ты не хочешь есть суп, а требуешь сразу компот. Посидел, подумал. Суп не захотел. Значит не голодный. Иди играй, проголодаешься, съешь суп и выпьешь компот. А, передумал, съешь суп сейчас? Хорошо. Приятного аппетита.
На словах это все кажется так просто. Но это иллюзия. Честное слово. В предыдущей статье я писала про "волшебную коробочку". Когда Сава пошел в школу, она стала не только поощрением, но и наказанием. Домашнюю работу надо сделать в любом случае. Можно сразу и быстро, тогда будет сюрприз. Можно по вредничать, посидеть, подумать, все равно сделать, но сюрприза не будет. В роли поощрения и наказания бывает планшет. Сделал все, как надо - получил планшет. Не хочешь делать - планшета не будет.
Что еще я считаю важным? Свои запреты и наказания я стараюсь объяснить. Ты не захотел убирать свои игрушки. Они валяются, мешают, на них папа может наступить и сломать, ты можешь наступить и тебе будет больно и т.д. Я убираю сегодня их сама, но ты завтра эти игрушки не получишь.
Однажды, когда Саве было года три, мы были на ипподроме на иппотерапии. В группе было человек 8 разного возраста. Самому старшему мальчику было 10 лет. Он бегал вокруг трибуны, громко кричал, пытался со всеми обниматься, толкал малышей. На замечание тренера, что так себя вести возле лошадей нельзя, мама сказала: "Что вы его дергаете. Он же больной." Тренер отстранила их от занятия и велела уйти им с площадки, и мальчика мама уводила с истерикой. Как вы думаете, кто был прав?