В последние дни любая российская школа живёт только ВПР. Хотя, кого я обманываю, полным ходом идёт подготовка к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ, а учитывая, что до майских осталось немного, расслабляться никому не стоит и сделать всё, чтобы учебный год закончился с минимальным количеством неуспевающих.
Но вернёмся к ВПР, а именно, поговорим о недостатках проверочных работ. Честно говоря, плюсы я искал, но минусов оказалось гораздо больше.
10. Постоянная смена расписания
Из-за ВПР постоянно меняется расписание. Например, завтра школьники должны писать проверочную работу по физике, но ее в расписании класса нет. Поэтому администрации школы приходится делать замену и освобождать детей от русского языка или истории России. В результате учителя-предметники чаще всего идут проводить ВПР по другому предмету, а прохождение программы страдает.
Но, как говорят некоторые руководители школ, учитель с высшей категорией всегда может сделать корректировку рабочей программы и выдать весь материал.
9. Постоянные замены
В идеальной школе учителю математики нельзя быть организатором ВПР по математике, да ещё в своём классе. На деле завучи стараются так и сделать, но страдают всегда другие предметы. Например, учителя физкультуры, у которого должен быть урок в 6 классе, могут отправить сидеть на ВПР по географии или обществознанию, а учителя физики – на ВПР по русскому языку.
Кроме того, не все коллеги знают всех детей в классе, так как они просто не работают с ними. Это приводит к задержке процедуры проведения из-за того, что приходится довольно долго выяснять данные ребёнка для выдачи ему всех материалов работы и шифров.
8. Особенные дни
ВПР проводится в определённые дни. Чаще всего это вторник, среда, четверг или пятница. Кроме того, проверочные работы нельзя проводить на первом и последнем уроках. А это значит, что уроки пропадают у одних и тех же учителей.
7. Покупка бумаги
Не секрет, что покупку бумагу и заправку картриджей должны осуществлять школа. На деле все оплачивают из своего кармана либо родители, либо классные руководители. Не зря же они получают с недавнего времени доплату в 10000 рублей.
Если педагог начинает об этом заикаться в управлении образованием, то получает ответ о том, что вам выделяются все средства на покупку бумаги, поэтому родителей беспокоить не стоит. А бумаги тратится очень много, ведь насколько я помню, некоторые ВПР должны печататься только на одной стороне листа.
6. Оплата за работу
В нашей школе ВПР никак не оплачивается. Учитель вместо своего урока является организатором работы по приказу, пусть и в другом классе, поэтому никто и ничего никому не должен. Но есть школы, где стимулирующий фонд позволяет выплачивать, пусть и небольшую денежку за каждую работу. Напишите в комментариях, выплачивают ли вам за работу на ВПР или нет?
5. Дурацкие сроки
А вы заметили, что все ВПР проводятся в конце марта или начале апреля. Значит, дети прошли не весь материал по предмету, и вы легко можете обнаружить задания, которые ученики сделать просто не могут. Плюс, надо учитывать, что в регионе может быть дистант или чрезвычайное происшествие. Достаточно вспомнить, что происходит сейчас в Оренбургской области.
Прибавьте сюда те уроки, которые некоторые мои коллеги тратят на «натаскивание» ВПР, чтобы получить хорошие результаты.
Можно ли проводить ВПР в конце мая? Нет, ведь проведение экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял.
4. Печать заданий в день ВПР
Вы можете себе представить печать заданий для 150–200 детей в день проведения ВПР? А ведь в больших школах эти цифры гораздо больше. К тому же никто не мешает проводить Всероссийские проверочные работы во 2 смену, а значит, что завучу необходимо сделать двойную работу за один день.
Рособрнадзор пошёл навстречу школам и разрешил печатать все ВПР заблаговременно.
3. Натаскивание на ВПР
Многие учителя слишком увлекаются подготовкой и много своих уроков тратят на так называемую подготовку к ВПР. Слышал о том, что в некоторых школах появились даже курсы по подготовке к ВПР, в сети открыто немало ресурсов, где можно скачать варианты заданий. К тому же задания постоянно меняются, добавляются новые, ранее неизученные и так далее.
Особенно ВПР «бьёт» по тем, кто учится, мягко говоря, не очень хорошо, кто не может быстро сориентироваться во время выполнения заданий.
2. Много двоек – плохо, много пятёрок – тоже плохо
Результаты проверочных работ могут устроить не всех. Например, если в классе много пятёрок – это плохо. Обычно говорят, что картина необъективная, и оценки завышены. Из-за большого количества двоек у школы начинаются внеплановые проверки. Плюс, каждая школа самостоятельно решает, какие оценки выставлять в журнал, а какие – нет.
1. Учёт результатов
Рособрнадзор считает, что все результаты ВПР – это лишний повод задуматься учителя о своих ошибках. Проще говоря, вам показали, где у вас пробелы, а вы исправляйте. Напишите 100500 отчётов, разработайте индивидуальный маршрут по каждому ученику и обязательно учитывайте их особенности.
Но есть и хорошая новость, вашему ребёнку ничего не будет, если он напишет ВПР на двойку. Его не могут оставить на второй год или понизить годовую оценку, а поэтому постарайтесь легче относиться к Всероссийским проверочным работам и если вы нашли ещё минусы у такой проверки, то напиши об этом в комментариях.