Найти тему
Тихий океан 1/72

Vickers "Vildebeest": «Дом престарелых» на Дальнем Востоке.

Едва ли не с первого случая подвески торпеды под летательный аппарат тяжелее воздуха, в Англии существовали классы универсальных самолетов TSR (torpedo/spotter/reconnaissance) и TBR (torpedo/bomber/reconnaissance). Ключевой буквой здесь была «Т» (Torpedo), то есть, в отличие от всевозможных и многочисленных «универсалов-многостаночников», такая машина должна была быть рассчитана на применение столь тяжелого устройства, как торпеда, причем на максимально достижимую самолетом дальность, соответственно, учитывая уровень технологий, не могла быть маленькой и шустрой. Герой статьи, Vickers "Vildebeest", именно из такой когорты: больших и медленных, но с торпедой.

Не каждый летательный аппарат удостаивается своего «Момента истины». И не важно, с каким знаком. «Вайлдебист» заслужил такую роскошь. Как раз то знаменательное событие отображено на боксарте Special Hobby. Правда без ложки дегтя у художника не обошлось: Ki-27 из 59 полка, реющие на картинке, в «шоу» участия не принимали.

Причем, так уж повелось, что «торпедоносцы», TSR-TBR, не были прерогативой исключительно авиации флота (FAA), что было обычным порядком вещей в других государствах. Самолеты такого класса имели и ВВС (RAF ). Итак, Vickers "Vildebeest". Яркий представитель «колониального торпедоносца» RAF, плоть от плоти парадигмы «папуасы не могут и не умеют воевать с Большими Белыми Бванами»: большинство машин ушла в подразделения на заморских территориях. В общем простой, дешевый в эксплуатации, надежный, из лука сбить сложно.

Самолет выпускался с 1928 по конец 1937 года серией в 181 машину четырех модификаций (22 Mk.I, 30 Mk.II, 111 Mk.III и 18 Mk.IV) и, как и все представители класса , мог нести как торпеду, так и бомбовую нагрузку, вооружался одним курсовым и одним турельным пулеметом. На цельнометаллических машинах устанавливали различные модификации двигателя Bristol "Pegasus" (на Mk.IV - Bristol «Perseus»), что при аэродинамике холодильника на ЛТХ влияло мало («максималка» не более 250 км/ч). Модификации Mk.III и Mk.IV были трехместными: добавили место отдельного штурмана-бомбардира.

-2
Vickers "Vildebeest" Mk II, Малайя, Кота Бару, конец 1941 года. 100-ая эскадрилья RAF (100th Sqn.). Камуфляж нанесли на машины перед войной, цвета камуфляжа – вопрос дискуссионный. У «морских» цветов, как и у «сухопутных», как на заглавном арте (там та же машина), есть своя логика и ее приверженцы.

На Дальнем Востоке «Вайлдбисты» появились в 1933 году. Это были машины модификации Mk.II из 100-ой эскадрильи. В 1935 году, там же, 36-я эскадрилья была перевооружена на "Vildebeest" Mk III. На декабрь 41-го в двух эскадрильях числилась 31 машина. Семь располагались в Северной Малайе, двадцать одна машина была в районе Сингапура и три - в Гонконге.

На самом деле, в 40-х годах командование начинало догадываться, что «папуас» возможно уже не тот (мутировал) и чего доброго, могут быть проблемы, поэтому «Вайлдебистам» планировалась замена: первые шесть Bristol «Beaufort» для 100-ой эскадрильи прибыли в Сингапур очень вовремя (сарказмъ), 6 декабря 1941. Однако реальная помощь пришла от флота, передавшего 12 декабря из «запасников» в 36-ю эскадрилью пять Fairey «Albacore» - использование по необходимости в RAF флотских машин было сравнительно распространенной практикой.

-3
Декабрь 1941 года (точные даты разнятся в зависимости от источника: 6-го или 25-го декабря). Еще все живы и с интересом рассматривают диковинную штуку: свежеприбывший “Бофорт” Mk.V. Самолеты пригнали без вооружения, никто из пилотов 100-ой эскадрильи на таких «летающих тарелках» (в сравнении с «Вайлдебистами») не летал. Поэтому одну машину оставили, а остальные вернули в Австралию («Бофорты» были австралийской сборки).

С 8 декабря 41-го, когда все началось, самолеты обеих эскадрилий пару раз использовали для бомбардировки десантно-высадочных средств японцев в Малайе, причем днем. Понимание, что рано или поздно дневные геройства кончатся плохо, подтолкнуло командование к переходу на ночные действия, благо в обеих эскадрильях было достаточно квалифицированных пилотов. В частности, ночных атак удостоились аэродромы Куалу Лумпур, Куантан и Ипox (нет, ну серьезно, Ipoh). На последнем, 9 января 42-го удалось сжечь пару истребителей (Ki-43 и Ki-27) и несколько повредить. 25 января обе эскадрильи, в полном составе, попытались устроить «малюсенький Дрезден», высыпав бомбы на захваченный японцами городок Бату-Пахат. Обычная нагрузка в боевых вылетах составляла по шесть 250 фунтовых (113 кг) бомб или три «пятисотфунтовки» (227 кг), а в случае удаленности цели использовались аэродромы подскока.

-4
"Неотвратимая угроза". Vickers "Vildebeest" Mk III 36-ой эскадрильи. Снимки довоенные, в боевых условиях самолеты торпеды ни разу не использовали.

Уровень потерь, в отличие от других подразделений RAF, воображение не поражал, впрочем, как и доказанные успехи. Пару «Вайлдебистов» 9 января 42-го разбомбили на аэродроме. На следующий день еще пара столкнулась на взлете: бомбы сдетонировали, экипажи погибли. Еще один утопили: кончилось топливо. И все шло относительно чинно и спокойно, но наступило 26 января 1941 года…

-5
«Вайлдебист» - не очень популярная машина (мягко говоря) и отрисовывают их мало. Фото времен Сингапурской эпопеи практически нет. Поэтому вот такие компиляции: вверху сильно побитый, но вернувшийся с рейда на Эндау «Вайлди», внизу машина 36-ой эскадрильи в рейде вообще не участвовавшая, ибо одна из двух, разрушенных в чуть вышеописанной катастрофе 10 января 42-го. Такой вариант дает Azur.

А 26 января 1942 года произошло пренеприятнейшее событие. В двадцати милях от небольшого порта Эндау, в котором намертво завязли японские войска, был обнаружен конвой из двух транспортов, трех небольших десантных судов и многочисленного охранения. Порт был «мягким подбрюшьем» Сингапура, до города оставалось примерно 150 км и японцы «пошли с козырей», решив доставить подкрепление прямо в Эндау. В общем, почти «Оверлорд», но маленький. Англичане тоже понимали, что «дело пахнет жареным» и задействовали все имеющиеся под рукой силы: 21 «Вайлдебист» и три «Альбакора» из 36-ой и 100-ой эскадрилий, 15 «Хадсонов» и 5 «Бленхеймов». Прикрытие должны были осуществлять 18 «Буффало» и 9 «Харрикейнов».

Опасаясь мелководья, от использования торпед с «Вайлдебистов » и «Альбакоров» отказались и машины были вооружены бомбами калибром 250 и 500 фунтов. Хотя на самом деле, транспорты разгружались, находясь в двух-трех милях от берега, тут бы и карты в руки…

Японский «Комитет по встрече» изначально составляли два десятка Nakajima Ki-27 1-го и 11-го полков (1st и 11th Sentai) и одиночный Nakajima Ki-44 47-ой отдельной эскадрильи капитана Курое.

-6
Глав-обидчик. Nakajima Ki-27 "Nate", здесь 11-го полка (11th Sentai). Машина формально уступала британским оппонентам, Brewster «Buffalo» Mk.I и Hawker «Hurricane» Mk.IIB, но …

Британцы проводили налет тремя волнами (четвертая, вечерняя, из «Бленхеймов», не состоялась), численный состав защитников тоже менялся и бой продолжался несколько часов.

Обе стороны не скупились на победные реляции, но был нюанс. Англичане свято верили, что оба транспорта получили многочисленные бомбовые попадания, приведшие к огромным людским потерям, а в воздушных боях сбили тринадцать истребителей противника. В данном случае, для одной из сторон (британской) реальность была обескураживающая.

Во-первых, после ночных вылетов предыдущих суток, господа пилоты устали и почивали, поэтому британский налет перенесли на вторую половину дня, когда японцы уже успели большую часть личного состава перебросить на берег (а это неполная пехотная дивизия), осталось только выгрузить припасы. Во-вторых, относительные повреждения получил только транспорт «Kanbera Maru», на котором погибло восемь членов экипажа и на сладкое, японцы потеряли … только один Ki-27.

Зато у их оппонентов день определенно удался. При заявленных японскими летчиками-истребителями тридцати победах, на самом деле было уничтожено семнадцать английских машин, из них двенадцать «Вайлдебистов» (десять сбито и пара вернувшихся списаны) плюс два «Альбакора». Еще плюс десять машин повреждено. В общем, британским коллегам-истребителям, которые в сопровождение своих «ударников» не умели от слова «совсем», был передан пламенный привет и хорошая песня (на японском).

-7
"Защитник", который не смог. Разбитый Hawker «Hurricane» Mk.IIB, авиабаза Калланг, Сингапур, февраль 1942 года. Подразделение неизвестно, но с определенной долей вероятности это машина 232-ой эскадрильи, которые и «отличились» в побоище у Эндау.

Неким утешением для пилотов видимо должно было быть вечернее явление к выжившим начштаба местных ВВС, вице-маршала Малтби, давшего честное маршальское слово не использовать местные «торпедоносцы» днем. Выполнять обещание не пришлось: 31 января 1942 года тринадцать оставшихся «Vildebeest» и «Albacore» обеих эскадрилий эвакуировали на Яву.

В феврале 42-го девять машин, еще находящихся в летном состоянии, были собраны в 36-ой эскадрилье, которая базируясь, в частности, в Мадиун, с 28 февраля совершила несколько вечерне-ночных групповых вылетов на поиск и атаку японского флота вторжения на востоке Явы. На счет эскадрильи бодро записали девять потопленных японских посудин и все ценой трех потерянных «Вайлди». Реалии опять были немножко другими: этажерками видимо был поврежден только один транспорт («Johore Maru»), на котором насчитали 150 убитых и раненых.

Одиночные ночные вылеты совершались и в начале марта 42-го, а с падением Явы, мат-часть была брошена и выживший персонал занялся интереснейшей игрой «Как же выбраться с этого чертова острова!?»

Сингапуром, ареал обитания героя статьи не ограничивался, но все было более чем скромно.

Весной 1942 года на Цейлоне, в составе смешанной 273-ей эскадрильи еще оставалось три «Вайлдебиста», два из которых были уничтожены на земле, на авиабазе Чайна Бэй, 9 апреля 1942 года.

-8
Цейлонский «Вайлдебист» в интересном положении. Злые языки клевещут, что снимок довоенный, а машина из состава 36-ой эскадрильи. Маркировки-то все равно не видно.

Ну и о самом спокойном эксплуатанте, Новой Зеландии. В 1935 году было закуплено двенадцать новеньких машин модификации Mk III. В 1940-41 годах, в рамках программы «старье берем» было получено еще 27 машин (по одному Mk I и Mk II, 11 Mk III и 14 Mk IV).

-9
Новозеландский Vickers "Vildebeest" Mk III, 1-ой эскадрильи RNZAF, Венуапай, 1941 год. Единственный из условно-выживших «Вайлди». Сейчас находится на реставрации в Новой Зеландии.

Машины разбросали по четырем эскадрильям ( 1, 2, 7 и 8 Sqn (GR) RNZAF) и по мере возможности использовали для прибрежной разведки и патрулирования (тот самый GR - General Reconnaissance), причем некоторые экземпляры дожили до мая 1943 года, хотя девятнадцать машин и было потеряно в авариях и катастрофах. Долгой и счастливой жизни, кроме конечно отсутствия противника, способствовало наличие запчастей, снятых в том числе с такого же раритета, Vickers “Vincent” Mk.I - «штурмовой» версии «Вайлдебиста», закупленного в количестве 62 экземпляра.

-10
Vickers “Vincent” Mk I, 8-ой эскадрильи RNZAF. Найдите десять отличий. Фото датируется 1943 годом, между прочим.

Так и закончилась короткая, но славная и по-своему героическая история этого «старого коня».

Можно было бы сделать что-то лучше в тех условиях, да на такой матчасти? Действительно ли рассматривали эти смешные, для 1941 года, самолетики, как полноценные боевые единицы? Зачем послали на убой, была ли в этом острая необходимость?

Тут каждый сам себе эксперт.

Всем добра.

* В статье использована информация из открытых источников.

.