Найти в Дзене

Актуальные профессии Digital-дизайнеров 2025

Оглавление

Добрый день. Начнем без лишних слов. Эта статья будет тебе полезна если ТЫ:

  • новичок в сфере IT и рассматриваешь варианты изучения дизайна
  • уже обладаешь некоторыми дизайн-навыками и хочешь начать зарабатывать на этом
  • ты уже работаешь в дизайн-сфере, но не получаешь удовольствия от своей работы и готов рассмотреть варианты переквалификации или поиска новых профессий на основе своих умений
  • ты любишь рисовать/анализировать и хочешь найти работу, соответствующую твоим интересам
  • и так далее все, что связано с дизайном...

Что-то совпало? Отлично, тогда продолжай читать, здесь ты получишь ответы на следующие вопросы: Какие профессии digital-дизайна сейчас актуальны? В чем преимущества той или иной профессии, что требуется знать, какой софт и железо тебе понадобятся для каждого направления digital-дизайна? А также какие средние зарплаты у миддл-специалистов на момент июня 2024 года. Так как многие вакансии предлагают удаленный формат работы - я считал среднюю зарплату каждого направления по Москве, на основе вакансий на HH и Habr (на HH можно также быстро посмотреть средние зарплаты по этой ссылке - https://zp.hh.ru/). Остальные ответы ниже.

Но главный совет - выбирай то, что из этого множества (не такого уж и множества) направлений тебе ПОНРАВИТСЯ больше всего. Потому что без интереса к делу в этой сфере долго не продержаться.

В одну статью невозможно поместить подробный разбор каждой профессии, поэтому я составил краткое описание для каждого направления и добавил ссылки на внешние ресурсы, где ты можешь узнать про каждую профессию подробнее. Используй эту статью как ознакомление.

Профессии digital-дизайнера (одним списком и средней З/П middle специалистов):

1. Дизайнер + верстальщик на конструкторах // ₽ 80к в месяц*

2. UX/UI дизайнер, в том числе включает в себя: // ₽ 120к в месяц

  • UX-аналитик/исследователь/писатель (только исследования и проектирование) // ₽ 80к в месяц
  • UI-дизайнер (только красота!) // ₽ 80к в месяц
  • Дизайнер анимации (из статики в движение) // ₽ 90к в месяц

3. Графический дизайнер (самая популярная) // ₽ 70к в месяц

  • Дизайнер упаковки // ₽ 60к в месяц
  • Дизайнер шрифтов // ₽ 70к в месяц
  • Графическая иллюстрация // ₽ 50-100к в месяц
  • Визуализация данных и дизайн инфографики // ₽ 50-100к в месяц

4. Бренд-дизайнер (отдельная разновидность графического дизайна) // ₽ 60-100к в месяц

5. Гейм-дизайнер (самая сложная) // ₽ 120-150к в месяц

6. AR/VR/XR дизайнер* (пока перспективная)

Следующие категории на старте карьеры недоступны (почти), но до них можно вырасти с опытом из вышеперечисленных:

  1. Продукт-дизайнер
  2. Арт-директор

Эти две вакансии в зависимости от компаний могут включать абсолютно разные обязанности. Но единая задача всех арт-директоров - это управление командой творческих людей. А продукт-дизайнер, как правило, сочетает в себе весь спектр функциональности UX/UI дизайнера с обязанностями бизнес-менеджера. Чтобы лучше понимать, что это за профессия такая "Продуктовый дизайнер" рекомендую почитать эту небольшую статью.

А есть ещё одно направление, которое находится в отрыве от всех вышеперечисленных, но также является достаточно распространенным (в частности, на фрилансе) - это Дизайнер сайтов (на конструкторах). Сам я не работал по этому направлению (хотя с конструкторами имел дело), но знаю ребят, кто зарабатывает на этом.

И раз уж это дизайн-направление находится в отрыве от всех остальных, то предлагаю начать знакомство именно с него.

🏗️ Дизайнер сайтов (на конструкторах) // от ~80к*

* - размер заработка здесь указан на основе выполнения двух проектов в месяц на по средней цене на проекты на фрилансе

Итак. Почему же выше я написал, что это направление находится в отрыве от всех остальных? А потому что здесь помимо аналитики/придумывания/"рисования" присутствует и реализация задуманного.

Эта сфера специфична, потому что ограничена возможностями конструкторов и сильно разгуляться (креативить) здесь не получится. Как-правило, люди изучающие и работающие по этому направлению, в первую очередь, знакомятся с самими программами (конструкторами). И это неплохой подход, потому что позволяет изучить все ограничения и все возможности конструктора, тем самым не придется переделывать макеты при попытке собрать сайт.

Примерно полгода назад я проводил исследование, где изучал конструкторы сайтов и их функционал (делал я это в рамках проектирования конструктора лендингов внутреннего пользования компании). Могу сказать, что этих конструкторов на рынке больше, чем нужно, поэтому я выделю для ознакомления всего два конструктора:

  1. Webflow - на мой взгяд, это лучший конструктор сайтов из всех, что есть на рынке, но от того он и более сложный для изучения. Он позволяет создавать действительно сложные (разнообразные/оригинальные) и красивые сайты, посмотреть примеры и купить шаблоны можно тут. Он поможет создавать сайты на заказ разного уровня сложности: от простых лендингов до сложных интернет-магазинов.
  2. Tilda - это самый простой и самый распространенный на рынке России конструктор. Больше всего подходит для создания лендингов. Часто в таких сайтах нуждаются люди, запускающие курсы или персоны, кому нужен сайт-портфолио-одностраничник. Насколько он остается актуальным для заработка - лично я сказать не могу.

Этих двух конструкторов для ознакомления должно хватить, не буду усложнять вам выбор. На крайний случай могу ещё упомянуть Wordpress, но сделать что-то красивое на нем сложно.

К людям касты дизайнер-на-конструкторе обычно обращаются при необходимости сделать красивый/впечатляющий сайт. Ко мне лично обращались продажники, которые нуждались в сайте для своей воронки продаж. Лично мне это не нравится, но если вам по душе, то welcome!

Вакансий данного направления дизайна не так много. Эта деятельность больше актуальна для людей, которые предпочтут работать на себя, другими словами - фрилансить. Также можно сказать, что это направление больше подходит тем, кто не любит много общаться или хочет больше самостоятельности. Если выберете это направление, то будьте готовы искать заказы на фрилансе.

Больше подробностей про создание сайтов на конструкторах и работе дизайнером-сайтов на конструкторе можете найти по этим ссылкам:

  1. Дизайнер-сайтов на Тильде (информация от самого сервиса Tilda)

Если заинтересовало это направление, то рекомендую ознакомиться со статьями выше. А мы идем дальше.

📝 UX/UI дизайнер // от ~120к ₽

Вот тут самое интересное. Спектр задач UX/UI дизайнера крайне широк: от проведения исследований до анимирования мелких иконок.

Кодить не нужно, из программирования на старте достаточно понимать сетчатый принцип построения страницы в HTML и как работает CSS (здесь также упоминаются гриды и сетки).

Главная цель дизайнера: разработать дизайн приложения/сайта таким образом, чтобы ЦА (целевой аудитории) приложения было удобно/комфортно им пользоваться. Для этого необходимо проводить исследования - определять, кто пользователь (ЦА) приложения, какие задачи он решает приложением и узнать его особенности. А дальше разработать макеты для этого пользователя с учетом его потребностей, по которым программисты будут реализовывать проект. И часто фронтендеры отходят от задуманного, поэтому от дизайнера также требуется контролировать процесс реализации.

Подкатегории: выше я упомянул несколько подкатегорий: UX-аналитик/исследователь/писатель, UI-дизайнер и дизайнер анимации. Обычно задачи всех этих подкатегорий выполняет один человек, но некоторые компании могут разделять обязанности. Так UX-аналитик/исследователь проводит исследования, UX-писатель продумывает и пишет тексты, которые не будут вводить пользователей в заблуждение, UI-дизайнер оформляет внешний вид визуал и вносит красоту, а дизайнер-анимации (motion-дизайнер / дизайнер-аниматор) делает приложения ещё более удобными и красивым посредством анимаций. Я хочу отметить, что все эти лица либо работают в тесной взаимосвязи друг с другом, либо все эти задачи выполняет один человек. В ином случае создать удобный для пользователя продукт будет невозможно.

Какие есть направления работ: дизайн мобильных и веб-приложений, дизайн веб-сайтов; дизайны приложений/ОС для ТВ/планшетов и так далее.

Самый главный софт: Figma, Adobe XD и Sketch (MacOS) // упомяну китайский аналог, которым пытаются заменить Figma некоторые российские компании - это Pixso.

Что нужно уметь: проводить исследования, находить грамотные решения, создавать прототипы на основе этих решений, анимировать некоторые элементы и уметь общаться с программистами.

Примеры прототипов: содержат нарисованные экраны приложений с точными размерами с соблюдениями определенных правил и гайдов:

Пример прототипа экрана мобильного приложения, сделанный в Figma
Пример прототипа экрана мобильного приложения, сделанный в Figma

Самый полный и подробный курс для изучения, который я сам прошел и который я всем рекомендую - это Google UX Design Professional Certificate (пройти его сейчас не так просто из-за проблем с системой платежей, но есть возможность оформить бесплатное обучение - нужно лишь оформить заявку и если её одобрят, то проходите обучение бесплатно и получите сертификат). Среднее время прохождения: 2-6 месяцев. Если вы уже работаете по направлению UX/UI, то вам все равно может быть полезно пройти этот курс, дабы закрыть имеющиеся пробелы. А если хотите изучить это направление с нуля или почти с нуля, то это самый лучший курс по UX-дизайну, на мой взгляд.

Какое железо понадобится? я могу сказать, что нет ничего лучше, чем MacBook на эппловских процессорах, но на старте можно без проблем обойтись любым средне-классовым ноутбуком, главное запастись большим объемом оперативной памяти (минимум 8ГБ, рекомендуется 16ГБ). Мощность видеокарты не так важна, если вы будете проводить исследования и использовать условную Figma без создания анимаций и не будете работать с 3D программами. Но иногда встречаются ситуации, когда предстоит работать с 3Д и создавать анимации взаимодействия - для таких случаев желательно обзавестись ноутбуком с минимум 4ГБ видеопамяти. Сейчас таких лэптопов на рынке предостаточно и по средней цене.

Отдельную статью про железо я не стал писать, потому что эта информация быстро устаревает из-за скачков цен и выхода нового железа. Об этом я буду писать (уже написал один) посты в телеграм канале. Если интересно - посмотри.

Когда вы занимаетесь созданием UI (это внешний вид приложения), то вам важно обладать навыками графического дизайнера. В разных компаниях/командах для этого могут выделять отдельного графического дизайнера, но такое встречается крайне редко, поэтому рекомендую ознакомиться также с обязанностями и умениями графического дизайнера. Он следующий в нашем списке.

🎨 Графический дизайнер // от ~70к ₽

Умеет красиво рисовать в электронном виде, может создавать картинки/баннеры/посты, разбирается в шрифтах, отслеживает тренды. С фотошопом (Adobe Photoshop) на ты, а иллюстратор (Adobe Illustrator) знает, как себя.

Перечислять, где именно работают графические дизайнеры бессмысленно. Можно сказать, что они прикладывают руку ко всему, что нас окружает. От упаковок для молока до обложек книг/журналов. От листовок, которые вручают в руки на улицах до плакатов, что висят в метро. Сюда же можно отнести и брендинг, но это более специфичная деятельность, поэтому её рассмотрим отдельно чуть ниже.

Главная цель дизайнера: создать красивый дизайн, решающий задачи заказчика

Какие есть направления работ? Направлений графического дизайна бесчисленное множество, перечислю здесь только часть: создавать макеты для презентаций, иллюстрации, дизайнерские элементы, оформлять тексты и изображения, оформлять книги/учебники, делать баннеры, упаковки и этикетки (и всё по требованиям заказчика), UI-сайтов (подробнее в разделе UX/UI) и так далее.

Самый главный софт: PhotoShop (100%) и Illustrator (100%) - это два must-have приложения для любого графического дизайнера; также часто встречаются CorelDRAW и InDesign, а вот все остальные программы применяются в зависимости от вида деятельности.

Ещё важно: не используйте Canva, в среде дизайнеров вас засмеют. Это как использовать конструктор сайтов и называть себя фронтендером или как выставить свой старый ноутбук на авито и называть себя бизнесменом - можно, конечно, но это не украсит вас как профессионала :)

Что нужно уметь: творческий мыслить; визуализировать смыслы (про это есть отдельный пост в телеграм-канале); вдохновляться, не воруя; разбираться в теории цвета/композиции кадра/сетках; понимать шрифты; знать про золотое сечение и другие правила; и самое главное - делать красиво. А ещё важное умение для работы - выслушивать чужое мнение и уметь его интегрировать в свои работы, заказчики могут надумывать такие смыслы, что Кристофер Нолан и рядом не стоял (по мнению самих заказчиков), но воплощать всё это предстоит именно вам... будьте готовы и к такому.

Какое железо понадобится? Опять же, даже для этой деятельности я считаю самым лучшим решением - MacBook на эппловских процессорах. Но если говорить об аналогах, то я бы назвал лучшим аналогом на Windows - ноутбук Asus ProArt. В целом, любая конфигурация серии ProArt подойдет для работы, но чем мощнее видеокарта, тем комфортнее работать. Если говорить о ноутбуках среднего класса, то чем больше оперативной памяти (минимум 8ГБ, желательно 16ГБ и больше), тем лучше + процессор не слабее, чем i5 11-поколения (желательно с окончанием в названии H или HX, например, i5 12900HX) + видеокарта RTX. В среднем ценовом диапазоне можно найти подходящие варианты. Готовые списки я буду публиковать в телеграм-канале, так как конкретные модели могут устаревать/исчезать с полок, поэтому писать про это отдельные статьи нет смысла.

Больше подробной информации про работу графического дизайнера можно посмотреть по ссылкам ниже:

  1. Про профессию графического дизайнера от Brenda.ru (здесь небольшой уклон в бренд-дизайн, но все равно будет очень полезно для ознакомления).

Если заинтересовало это направление, то рекомендую ознакомиться со статьями выше. А мы идем дальше.

🎯📺 Бренд дизайнер // от ~60-100к ₽

Эту категорию дизайнеров можно отнести к графическому дизайну, но с более расширенными обязанностями.

Бренд-дизайнер занимается созданием и разработкой бренда компании. Он помогает определить уникальный стиль и имидж бренда, который будет узнаваем и запоминающимся для потребителей. Также бренд-дизайнер разрабатывает стратегию продвижения бренда на рынке и создает набор рекламных материалов.

Главная задача дизайнера и направления работ: создание визуальной идентичности компании или продукта (логотип и все остальное), которая бы находила отклик у целевой аудитории. Работа в сотрудничестве с различными отделами, включая маркетинг, рекламу и продажи, чтобы обеспечить последовательность послания бренда во всех каналах. Проведение маркетинговых исследований для определения целевой аудитории и создания привлекательного для нее дизайна.

Что нужно уметь? Чтобы стать успешным бренд-дизайнером, необходимо обладать сочетанием технических и творческих навыков. Бренд-дизайнер должен хорошо понимать принципы графического дизайна, теорию цвета, типографику и композицию. Помимо технических навыков, бренд-дизайнеры должны обладать отличными коммуникативными навыками. Они должны уметь понимать потребности клиента и эффективно доносить до него свои идеи. Они также должны уметь работать в команде, позитивно воспринимать обратную связь и быть готовыми к изменениям.

Софт: PhotoShop, Illustrator, InDesign и CorelDraw.

Какое железо понадобится? Тут ничего нового, лучшее решение: MacBook на эппловских процессорах или же в качестве альтернативы Asus ProArt. А в целом подойдет любой среднеклассовый ноутбук.

Больше подробностей про профессию бренд-дизайнера:

  1. Про бренд-дизайн от платформы Brand Hub (полезно как дополнение к предыдущей статье).

🎮 Гейм-дизайнер // от ~120к ₽

Мы подошли к самому, по моему мнению, сложному направлению. Ребята этой касты принимают участие в создании игр: от мобильных аркад до сложных кроссплатформенных онлайн-шутеров. Я бы провел аналогию с кино, в геймдеве дизайнеры могут выступать как в качестве режиссеров, так и быть главными по костюмам/персонажам/объектам, могут писать сценарии и так далее. Это направление совсем уж сложно начинать с нуля, не имея никакого художественного опыта.

А я подчеркну, что сам я не имею профессионального опыта работы в гейм-дизайне, сам я один раз в жизни принимал участие в создании игры - это была моя дипломная работа, так сказать, первый (и последний) блин комом; а также я немного общался с людьми из индустрии, расспрашивая их про работу в гейм-дизайне. Поэтому здесь я вкратце пробегусь по основным пунктам, и если это направление вас заинтересует, то в конце есть ссылки на источники, где вы сможете более подробно ознакомиться с этим направлением.

Отмечу также, что если перед вами стоит цель как можно скорее начать зарабатывать на дизайне, то не рекомендую это направление. И дело не только в том, что это направление самое сложное (на мой взгляд), но и в том, что вакансий по нему на российском рынке катастрофический мало (практический нет).

Главная цель дизайнера: зависит от специалиста и создаваемой игры; я бы выделил одну общую цель всех дизайнеров этого направления - помочь создать атмосферу игры, которая завладевает вниманием игроков и поможет им отвлечься от реального мира.

Какие есть направления работ: в целом я бы выделил одно главное направление - режиссирование игры (придумывание и продумывание идей, создание концепции, продумывание способов воплощения концепций в реальный продукт и сопровождение всего этого процесса не только до релиза, но и после); а также ко всем остальным направления я бы отнес - рисование и моделирование отдельных объектов (как 2D, так и 3D); написание сценариев, UI-интерфейсы (меню и элементы управления в процессе игры), анимирование, создание видео (переходы) и так далее. Тут очень много разноплановой дизайн-работы.

Софт: тут все зависит от вида деятельности и самой стилистики игры, например, для создания элементов/персонажей используют: ZBrush и Maya (+ другие), для создания гейм-механик Unity. Здесь нет одного конкретного популярного софта, как в UX/UI направлении (привет, Figma). Поэтому если все-таки это направление вам интересно, то пролистайте ниже до блока с ссылками и вперед к изучению подробностей.

Что нужно уметь: рисовать, работать с 3D и 2D софтом, моделировать, немного (или много) программировать, креативно мыслить, разрабатывать игровые механики, проектировать (дизайн-карты, механики и вообще всё), но самое главное - любить (нет) - обожать игры.

Какое железо понадобится? Это категория самая требовательная по железу. Тут рекомендую не ноутбки, а полноценные компьютеры и чем мощнее, тем лучше. Если же рассматривать ноутбуки, то лучше выбирать самые мощные: на данный момент это ноуты с процессорами от Intel: i7/i9 последних поколений с мощной видеокартой (минимум RTX3070TI или RTX A3000) с 8+ГБ видеопамяти.

Подробнее про направление гейм-дизайна по ссылкам ниже:

  1. Достаточно подробный разбор профессии гейм-дизайнера от ProfGuide;
  2. Ещё один детальный обзор профессии от сервиса Профессии-Онлайн;
  3. Ответы на глупые вопросы от гейм-дизайнера на YouTube.

Ну и мы плавно переходим к последнему на сегодняшний день, самому перспективному в ближайшие 5 лет (по моему мнению) направлению - XR(VR/AR/MR) дизайнер. VR-дизайн существует уже довольно давно, и больше относится к гейм-дев индустрии, а вот AR кажется только сейчас начинает набирать реальные обороты. И связано это с презентацией очков от Apple, которая навела немало шума в дизайн-сообществе, а что важно для дизайнеров уже появились гайдлайны от Apple для проектирования приложений под эти очки. Поэтому изучаем.

🥽 AR/VR/MR/XR дизайнер*

Почему со звездочкой? Потому что AR-дизайн на данный момент можно отнести к UI дизайну, VR-дизайн к гейм-дизайну, а MR - это что-то между. Но это все считается одной отдельной категорией - XR designer (дизайнер расширенной реальности).

Примечание: для меня лично это неизведанное направление (на данный момент я не заработал ни копейки на этой деятельности, а только лишь немного практиковался). А после анонса очков от Apple - это направление начинает набирать обороты. Поэтому давайте разбираться.

-3

Дизайнеры виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) создают продукты, обеспечивающие пользователям эффект погружения, не ограниченный рамками физического мира.

  1. VR представляет из себя носимую гарнитуру, которая заменяет зрение пользователя и его физическое окружение, погружая пользователя в полностью виртуальный мир.
  2. AR представляет из себя дополнение к реальному физическому миру. Она использует окружающий мир как фон, добавляя к нему виртуальные элементы.
  3. MR - это смешанная реальность: версия дополненной реальности с элементами как VR, так и AR.

Главная задача дизайнера: ответственность за весь процесс проектирования - от разработки концепции до ее реализации; необходимо работать в тесном контакте с клиентами или заинтересованными сторонами, чтобы понять их требования и создать дизайн, отвечающий их потребностям; а также важно учитывать опыт пользователя, обеспечивая удобство навигации при погружении в XR-среду.

Что нужно уметь: технические навыки включают владение программами 3D-моделирования, игровыми движками, языками программирования и средствами графического дизайна; вместе с тем XR-дизайнер должен обладать глубоким пониманием взаимодействия человека и компьютера, дизайна пользовательского опыта и психологии для создания ориентированных на пользователя впечатлений; также XR-дизайнер должен обладать способностью творчески мыслить, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с членами команды и заинтересованными сторонами.

Софт: ПО для 3D-моделирования (Blender, Maya и 3D Studio Max); Игровые движки (Unity и/или Unreal Engine); Инструменты графического дизайна (Adobe Photoshop и Illustrator).

Какое железо понадобится? Это категория по требовательности к железу не уступает направлению гейм-дизайна. Поэтому также рекомендую не ноутбки, а полноценные компьютеры и чем мощнее, тем лучше. Если же хочется портативности, то нужно рассматривать ноутбуки премиум-класса, а именно с процессорами от Intel: i7/i9 последних поколений с мощной видеокартой от Nvidia RTX с 8+ГБ видеопамяти и с 16+ГБ оперативной памяти.

Подробнее про направление по ссылкам ниже:

  1. Больше информации про XR (VR/MR/AR): https://vrexpo.world/blog/novye-realnosti-vse-pro-vr-xr-ar-i-mr
  2. Больше информации про профессию AR-дизайнера от ProfGuide: https://www.profguide.io/professions/ar_designer.html

На сегодня это всё...

А закончить эту статью хотелось бы словами ИИ:

Какую бы профессию в цифровом дизайне вы ни выбрали, важно помнить, что это требует постоянного обучения и развития. Сфера цифрового дизайна постоянно меняется и развивается, поэтому для того, чтобы оставаться в тренде, необходимо следить за новинками и учиться новым технологиям.

Важно отметить, что каждая профессия в цифровом дизайне имеет свои уникальные навыки и требования. Некоторые из них требуют знания языков программирования, тогда как другие - только креативного мышления и умения работать с графическими редакторами.

В целом, цифровой дизайн - это увлекательная и перспективная сфера, которая предоставляет огромные возможности для творческой реализации и развития. Выбирайте профессию по душе, не бойтесь экспериментировать и продолжайте учиться - и успех обязательно придет к вам!

Спасибо за внимание!

Продолжение статьи выйдет через 2-3 года после публикации этой. Мир наполняется новыми профессиями, обязанности тех или иных видов дизайнеров могут меняться, поэтому работаем и развиваемся. А чтобы делать это быстрее и не пропускать самое важное, подпишись в телеграм-чат.

Айрат о дизайне с 0 до Junior