Хотим мы этого или нет, но мы подвержены влиянию авторитетов. Мы больше доверяем известным личностям, чем обычным людям. На этом построены рекламные кампании многих брендов, когда про их продукт рассказывает известная медийная личность. Маркетологи давно научились использовать психологию людей в своих интересах.
В присутствии авторитетов меняется не только поведение, настроение, состояние, но даже восприятие.
В книге Роберта Чалдини «Психология влияния» описан интересный эксперимент. В пяти классах одного из колледжей студентам представляли одного и того же человека. Всем говорили, что это гость из Англии, он работает в Кембриджском университете.
Вот только его статус в пяти классах был описан по-разному. В первом студентам сказали, что он — обычный студент университета, во втором — что он — лаборант, в третьем — что он — лектор, в четвертом его представили как старшего лектора, а в пятом — как профессора.
После того, как человек покидал комнату, студентов просили оценить рост гостя. Рост — довольно объективный параметр, погрешность в оценке будет составлять максимум 2-3 сантиметра.
Результаты опроса показали, что чем выше был статус у гостя, тем выше был его рост. Конечно, сам рост не менялся, менялось его восприятие.
Разница между оценками в первом классе, когда гостя оценили как студента, и оценками в пятом классе, где гость был в роли профессора, была существенной.
Из этого исследователи сделали вывод, что статус и размер в нашем восприятии взаимосвязаны.
Это хорошо заметно в животном мире. Вожак стаи — это, как правило, самая крупная и самая сильная особь.
Когда два самца дерутся друг с другом, они делают все, чтобы казаться больше. Коты выгибают спины и поднимают шерсть дыбом, некоторые рыбы умеют раздуваться, птицы распускают перья, павлины распускают хвосты. Животные делают все, чтобы касаться больше, ярче, весомее, чтобы противник отступил.
Похоже на поведение людей, правда?
Казаться, а не быть. Пускать пыль в глаза. Быть в образе, который сам себе придумал.
Люди используют для этого брендовую одежду, дорогие аксессуары, премиальные автомобили, женщины носят каблуки, чтобы казаться выше.
Это делается не только для того, чтобы показать свой статус, но еще и для того, чтобы влиять на других людей. Всем известно, что люди доверяют авторитетным личностям, прислушиваются к их мнению.
Трудно сохранять критическое мышление, когда значимый человек уверяет в чем-то. Кредит доверия к нему огромный и иногда даже мысли не возникает, что этот человек, как и все люди, может ошибаться, чего-то не знать или просто врать.
Мало кто может взять и прямо заявить, что король-то голый. Наверное, поэтому сейчас так популярны курсы по критическому мышлению.
А насколько легко вы попадаете под влияние авторитетов? И есть ли такие авторитеты лично у вас?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🤗