Найти тему
@uspeh_rebenka

Самые популярные ошибки воспитания, которые проявляются к подростковому возрасту

Уважаемые родители! Читайте начало тут, это продолжение.

Если в автомобиле какая-то поломка, то в сервисе механик начнет с диагностики. Чтобы выявить причину поломки и понять, какой механизм перестал исправно функционировать и необходима замена. Врач жалобы пациента отправит на определенные анализы, а только потом по результатам назначит лечение.

Специалист, занимающийся коррекцией поведенческих девиаций, в том числе различными формами зависимостей, при первой консультации предполагает дисфункцию семейной системы.

Как обычно происходит?

Взрослые, обращаясь за помощью, прямым образом взваливают ответственность на самого ребенка или подростка. «Он ничего не хочет! Она не учится! Ничего нельзя заставить! Целыми днями сидит в телефоне или играет в онлайн игры!».

Список можно продолжать – онлайн казино, порноконтент, интернет серчинг (бесцельное шатание по цифровому городу).

Все это проблемы «цифрового общества».

Но важно не обвинять в чем-то своих детей, не виноватить их каждый раз.

Да, проблема патологического вовлечения в интернет есть, да проблема серьезная, да, ваш сын или дочь может нарваться на мошенников и попасть под влияние, и еще раз да, подросток разворачивает внимание на окружающий мир, а группа становится более значима, чем родительский авторитет.

Если семейная система функционирует исправно, то «поломки» личности, явных поведенческих проблем и тем более, дезадаптации, не возникнет. То есть не ребенок виноват, что «так себя ведет».

А взрослые, которые частенько применяют воспитательный мусор, прямым образом создают среду, способствуя развитию отклонений.

Врачи, занимающиеся лечением более серьезных химических зависимостей, называют это наркогенная готовность. То есть родители немало потрудились на ниве семейной педагогики, что подготовили почву для болезни.

Вернемся к аллегории с собиранием грибов.

Взрослый обращается за помощью с жалобой – не хочет сын или дочь ничего делать, целыми днями сидит дома и играет. Уже не знаем, что и делать. Лечите его! А мы дальше побежим по своим делам, потому что надо еще грибы собирать.

Но вам ответят, что необходима семейная психотерапия. Наивысшая цель которой – помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Поэтому кратко обозначим основные механизмы родительской семьи с целью диагностики и выявления текущего положения дел в формате ваших детско-родительских отношений:

Признаки дисфункции:

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий

2. Замороженность правил и ролей

3. Конфликтность во взаимоотношениях

4. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)

5. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

6. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

7. Склонность к полярности чувств и суждений

8. Абсолютизирование воли, контроля

9. Вакуум интимности

10.Закрытость системы.

На что заменить нефункциональные механизмы?

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям, в том числе цифровым

8. Ошибки прощаются, на них учатся, делают выводы и извлекают уроки на будущее

9. Гибкость всех семейных правил, возможность их обсуждения

Отдельно стоит остановиться на двух стилях дефектного воспитания, которые способствуют развитию эгоизма и ложной системы ценностей.

Гипоопека

Родители уделяют детям мало времени и внимания, так как сами «очень занятые люди». Подобные семьи делятся на две категории.

В первой, родители заняты пьянством. Беспризорник, не найдя любви и внимания дома, будет искать их на улице. Но в цифровую эпоху ситуация изменилась – детям доступны любые группы деструктивной направленности прямо в социальной сети. И многие там оказываются.

Во второй, семья является внешне благополучной.

Но родители заняты зарабатыванием денег, строительством карьеры, квартиры, личной жизни. Поэтому на ребенка физически не хватает времени.

Близкий контакт заменяется подарками, игрушками, велосипедами, модной одеждой. Но ребенку это не нужно. Ему нужно личное участие в жизни, когда тебя обнимут, разделят эмоции, поймут и поддержат, и будут любить любым. В таких условиях, где родительское внимание – дефицитный ресурс, вырастает эгоист. И пример он скопирует у взрослых, как заниматься только собой, а к близким людям проявлять лишь формальное внимание и откупаться подарками. И часто единственный друг и соратник – компьютер, а в некоторых случаях незнакомы френд из чата, который понимает тебя лучше, чем вечно недовольные родители.

Если рассматривать гипоопеку на примере нашей семьи грибников, то родители где-то далеко, всегда заняты, их физически нет рядом.

Поэтому приходится учиться ориентироваться в лесу самостоятельно, никто ничего не подскажет, на практике не научит, не поможет в сложной ситуации сориентироваться на местности. Отсюда возникает целый спектр проблем, потому что без взрослого очень легко заблудиться, прийти к ложным умозаключениям, присоединиться к хищникам, которые будут действовать только в своих интересах.

Гиперопека

В этом случае родители просто все решают и делают за своего ребенка. Чрезмерная забота является следствием любви. Которая в дальнейшем может просто разрушить личность.

Как это выглядит? В норме каждый выполняет свои обязанности. У всех свои роли. Но один из гиперопекающих родителей, так сильно любит, что системно берет часть ответственности и решений задач по возрасту на себя. Он еще маленький, он без меня не справиться. И так годами. Вместо того, чтобы учить детей навыкам, как собирать грибы, как с каждым годом делать это еще лучше, показывать, как осваивать новые территории, где еще больше урожай, родители ребенка жалеют, перекладывая в пустую корзиночку малыша то, что собрали сами. Или просто в лес не пускают, потому что комары искусают. Такие дети очень плохо ориентируются во времени и пространстве, они очень слабо адаптированы к реальным условиям жизни, потому что все детство прошло под колпаком родительской опеки.

Они не умеют бороться, ни за себя, ни тем более отвечать за других. При первой серьезной проблеме человек быстро ломается, потому что он просто не привык.

Он испытывает эмоциональную перегрузку, с которой психическая система быстро найдет как справиться. Либо в онлайн игре, либо в алкоголе, либо в наркотиках. Спасибо родителям.

Самый банальный пример – учиться вместо своего ребенка. Понятно, что ответственность нужно передавать по возрасту. И начинать с малого – делать самостоятельно хотя бы часть. А по мере освоения навыка расширять эту зону.

При этом важно не совершать типичную ошибку. Мы, взрослые, думаем, что «сделать домашнюю работу» это легко. Но не для развивающегося мозга, активно подключенного к виртуальной среде. Это целая цепочка действий, с которой без практики и адекватного взрослого, просто невозможно справиться.

Принять решение делать уроки, отрефлексировать эмоции, переключить внимание, понять, что делать в первую очередь, найти, что задали, сконцентрировать внимание на задании.

При таком подходе вы быстро научите сына или дочь делать уроки самостоятельно. Помните, чем больше вы берете ответственности на себя, чем быстрее ваш школьник привыкнет к тому, что мама учится, или бабушка. И пойдет развлекаться. А вы своим поведением способствуете развитию инфантилизма, от которого в последствии будете страдать. Не путайте любовь с разрушающей заботой.

Центр помощи семьям

Центр помощи семьям