Я считаю, что нет.
Только не забрасывайте сразу меня камнями.
Давайте разберемся.
ВПР- всероссийские проверочные работы. Звучит громко.
Начиная с конца марта и в апреле ученики будут писать такие работы.
А для чего?
Оценить знания ребенка. Так учитель и без этого понимает на что знает школьник и в соответствии с этим ставит оценку.
Проверить знания, которые детям дал педагог. Так ни вопрос, есть годовые проверочные работы. Их никто не отменял. Смотрите, проверяйте.
Одна нервотрепка для педагогов и учеников.
Опять же, если ребенок на больничном, то он спокойно может такую работу пропустить. Переписывать не надо. Значит не такая уж важная работа.
Например, в 5 классе ВПР проводится по четырем предметам: история, биология, русский язык и математика. Работы начинаются в начале апреля. По некоторым предметам школьная программа еще полностью не пройдена. Значит оценка знаний ребенка страдает.
А стресс для детей. Некоторые дети могут разволноваться и не написать.
Появилась такая оценка знаний в 2015 году, как эксперимент, а потом прочно вошла в нашу жизнь. Задумано все это было для оценивания качества образования, а превратилось не понять во что. По факту это механическое тестирование на которое педагоги тратят достаточно много времени "натаскивая" учеников на ВПРы. А могли бы новые темы проходить...
Даже если класс покажет очень хорошие результаты, то учителя не похвалят. Это отклонение от нормы. Значит оценки детям в течении года занижали, а ВПР это выявило.
Ну а если оценки ниже среднестатистических по классу, то вообще ничего хорошего учителю ожидать не стоит. Получается детям оценки завышали, а знаний нет. Никакие другие факторы здесь не учитываются.
Хотя порой задания изложены некорректно. Некоторые слишком сложные. Темы затронуты разные. У некоторых детей возникает "каша в голове".
Анализ таких работ проводят региональные и федеральные центры оценки качества знаний.
Из плюсов могу отметить то, что такие работы проводятся пусть с присутствием других учителей, но в стенах родной школы. Меньше стресса. Школа сама составляет график работ. Отводится достаточное количество времени на выполнение данной работы. Изначально ВПРы проверяют учителя этой же школы.
Советы.
К проверочным работам лучше всего понемногу начинать готовиться в течении учебного года. Писать итоговую работу будет намного проще. Хотя бы в вопросах ребенок путаться не будет. Там существуют тоже свои нюансы. Например, посмотрите приведущий вопрос или найдите схему в задании 5. Такие моменты ученик будет находить и понимать уже на автомате.
Сначала сделать легкие задания с которыми ученик справится без проблем, а потом уже переходить к сложным. Если что, то хотя бы часть работы будет сделана. А перейдет к сложным, возможно потратит все время и не успеет написать то, что он знал.
Главное, читать внимательно вопросы и стараться не волноваться даже, если не успеваешь.
От ВПР могут отказаться школьники с ограниченными возможностями здоровья. Это законно.
Если ученик не сдаст ВПР, то нервничать не надо. Его никто не отчислит и более того, не заставит переписывать ВПР.
В общем, при всех плюсах и минусах, я против ВПР. Не считаю, что это объективная оценка знаний ребенка. Только стресс и потеря времени, как у ученика, так и у учителя.