Среди новинок российского кинопроката — «Предчувствие» Бертрана Бонелло, где ведущие роли играют Леа Сейду и Джордж Маккэй, заменивший ушедшего из жизни Гаспара Ульеля. В этом замысловатом, похожем на сон, путешествии по прошлым жизням преимущественно солирует Сейду, начавшая покорять кино в середине нулевых. Кто-то скажет, что это довольно просто, когда один твой дедушка — знаменитый актер Жером Сейду, председательствующий сейчас на старинной студии Pathé (вы наверняка часто видели его фамилию в титрах), а другой, двоюродный — глава Gaumont, еще одного титана индустрии. Однако ни связи, ни модельная внешность, ни клаустрофобия с паническими атаками не помешали Леа проложить в кино собственный путь, отмеченный нередко смелыми и необычными ролями. Вот некоторые из них.
«Жизнь Адель» (2013)
Победившая в Каннах провокативная картина Абделатифа Кешиша по мотивам значимого квир-комикса «Синий — самый теплый цвет». Здесь Сейду — на пару с Адель Экзаркопулос — сыграла одну из самых ярких ролей начала карьеры. Впрочем, откровенным изображением драмы девичьей самоидентификации — вплоть до сцен скандальной телесности, — режиссер не ограничивается. Его будто больше интересуют классовые, мировоззренческие и даже кулинарные различия героинь, которые формируют личность наравне с психологией и биологией.
«Отель Гранд Будапешт» (2014)
Крошечная роль — служанки Клодель — в густонаселенной фантасмагории Уэса Андерсона трудно обойти вниманием: во-первых, режиссер из тех, кто доводит жанр «звезды в эпизодах» до абсурда (Сейду вернется во «Французском вестнике»); во-вторых, американское кино зачастую предлагает француженке амплуа не в пример тоскливее.
«Красавица и чудовище» (2014)
Умеренно мрачная версия известной сказки от режиссера Кристофа Ганса, снявшего культовый «Сайлент Хилл». Титульные роли сыграли Венсан Кассель и Леа Сейду — правда, обоим ожидаемо тесно в предложенных обстоятельствах, а добродушная история пугает старомодным предположением, что мужчины преимущественно ведомы желанием самоутверждаться, а женщины — любить.
«Лобстер» (2015)
В гротескной антиутопии грека Йоргоса Лантимоса («Клык», «Бедные-несчастные») одиночество объявлено вне закона. Тех, кто остался без пары, как брошенный супругой архитектор Дэвид (Колинн Фаррелл), отправляют в специальные отели, где им за 45 дней необходимо найти вторую половинку. В противном случае — превращение в животное на выбор (мужчина предпочитает, собственно, лобстера). В этой античной трагедии о доверии и близости Сейду досталась роль предводительницы идейных одиночек, которые прячутся в лесу, избегают общения друг с другом и на повторе слушают музыку в наушниках, пока не пробьет их час. Роль в чем-то выдающаяся.
«Это всего лишь конец света» (2016)
В очередной исповеди-отповеди экс-вундеркинда Ксавье Долана («И всё же Лоранс», «Том на ферме») его возвышенное альтер-эго сыграл покойный Гаспар Ульель, а Сейду досталась роль тихо бунтующей младшей сестры, которая мечтает покинуть родительский дом вслед за братом-драматургом Луи. В определенном смысле она тут играет камертон семейных отношений и эмоциональный раздрай как знаменитого родственника, приехавшего с пренеприятнейшим известием, так и всей фамилии, поистершейся в быте и личных драмах.
«Курск» (2018)
Неожиданная (во многих смыслах) картина Томаса Винтерберга, датского экс-провокатора и одного из идеологов Догмы-95, посвященная трагедии подлодки «Курск». Не без лубочного налета, но очень проникновенно он изображает события 12 августа 2000 года как бы глазами ребенка одного из подводников, чью жену — с прической-ватрушкой — и сыграла Сейду. Учитывая сложное отношение режиссера с отцовскими фигурами и трепетное переживание за детей, именно её героиня становится одной из ключевых, подсказывая сходство «Курска» скорее с «Древом жизни», чем, как многие писали, с «Чернобылем».
«Супервезда» (2020)
Франс де Мер (Сейду) — тезка страны и популярная телеведущая, чья слава зиждется на острых дебатах и репортажах из горячих точек. Правда, ни семейные проблемы, ни тем более глобальные её по-настоящему не трогают, какое бы сосредоточенное лицо она ни делала. Безжалостный и одновременно очевидный памфлет режиссера-философа Брюно Дюмона, который позволяет насладиться поразительным мимическим разнообразием актрисы: в кадре она смеется, плачет, куксится, злится, хандрит, флиртует, зубоскалит и даже квохчет, изображая словоподражание папарацци. Дюмон же словно призывает задуматься, почему прекрасные слова, которые значили так много, так невероятно обесценились.
«Преступления будущего» (2022)
Неожиданный, но безусловно радующий камбэк короля боди-хоррора Дэвида Кроненберга, который попробовал себя и на ниве писательства, и в других областях искусства. Печально-саркастический сюжет о будущем, где люди не испытывают боли и даже отращивают новые органы, режиссер использует как повод поговорить о человечности, телесности, чувственности, а также эволюции и — внезапно — перфомансе. Главный герой — современный художник Сол (Вигго Мортенсен), работающий в паре с возлюбленной-напарницей Каприс (Сейду). Они давно уже больше, чем пара: и в искусстве, и в жизни, — а их номера представляют собой публичное удаление новообразований, которые Солу удалось отрастить. В обстоятельствах социальной и физической мутации актриса исполняет привычное амплуа (не)земной спутницы.
«Предчувствие» (2023)
Новейший фильм экспериментатора и провокатора Бертрана Бонелло («Дом терпимости», «Малышка зомби»), вдохновленный рассказом Генри Джеймса — автора знаменитого «Поворота винта». «Предчувствие» созвучно многим соседним работам Сейду: время действия, как в «Преступлениях...», будущее, а у Бонелло она уже снималась в байопике кутюрье «Сен-Лоран. Стиль — это я» (2014). Теперь, правда, главная роль: в 2044 году Габриэль решается на инновационную процедуру по избавлению от эмоций — и это отправляет её в путешествие по прошлым жизням. Там — что в 1910-м, что в 2014-м — она без конца встречает Луи (Джордж Маккэй), обаятельного мужчину, с которым у них не получается быть вместе из необъяснимого внутреннего страха.
«Дюна 2» (2024)
Бонус-трек: в новом инопланетном эпосе Дени Вильнева («Прибытие», «Враг») также не обходится без француженки — правда, пока её сестра Бене Гессерит не спешит выходить в свет софитов. Проще говоря, появляется буквально на минуту, чтобы внести лепту в изменения галактического баланса.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».