Найти тему
Полевые цветы

Теоремы-аксиомы (Часть 10)

И урок в 5-м А был самым обычным: Сергей Александрович проверял домашнее задание, вызывал к доске решать примеры, помог Васильку Муравину развязать крепкий узел, что получился у Василька из связанных девчоночьих бантиков. Ленка Ивашина и Танька Грачёва сидели впереди Василька. Связать их белые банты Василёк придумал в отместку Ленке: Ленка – мало того, что не дала списать домашнее упражнение по русскому, – ещё и рассказала Евгении Максимовне, что Муравин не выполнил домашнее задание. Евгения Максимовна велела Васильку остаться после уроков. И теперь, когда все пацаны рванут на каток у Камышового пруда, Васильку придётся выполнять вчерашнее домашнее задание.

Танька Грачёва тоже хороша: было дело, – ещё в начале осени. Тогда Танька вытащила из ранца Василька картонную коробку с ящерицей. С помощью ящерицы Василёк решил проучить Ленку Ивашину, – чтоб знала, как ябедничать учителям. Больше всего на свете Ленка боится ящериц. На перемене Василёк собирался посадить ящерицу в Ленкин портфель. А подружка Ленкина, Танька Грачёва, ящериц ничуть не боялась. Ещё и как-то догадалась про воспитательный замысел Муравина. И прямо на уроке, пока Василёк пыхтел у географической карты, незаметно достала из его потрёпанного ранца коробку с ящерицей. После географии девчонки сбегали к речке и выпустили ящерицу в траву.

Сейчас Танька с Ленкой решали примеры на умножение и деление. Танькин бантик развязался, – видно, ещё на перемене, когда носились в «догонялки». Василёк осторожно потянул за кончик Ленкиного банта. Ленка не заметила, – дописывала в тетрадь решение примеров и тянула руку, чтоб первой ответить и получить свою очередную пятёрку. Василёк быстренько связал бантики, но – должно быть, из-за спешки, – узел вышел крепче, чем надо.

Сергей Александрович развязал узел. Танька оглянулась и выразительно пообещала Васильку:

-Ну, всё, Муравин: на перемене ты пропал.

В общем, – урок как урок. Сергей Александрович и строгие замечания делал, и с улыбкой подбадривал Андрюшку Трошина, который неуверенно, но всё же решал у доски пример на деление…

Только в глазах учителя будто застыла какая-то неожиданная грусть. Он улыбается, а грусть не исчезает, так и туманится беспросветно в его взгляде… И пятиклассники удивлённо затихали, переглядывались: день за классным окном сияет-искрится снежинками, примеры получаются, и даже Юрка Волокитин сегодня выполнил домашнее задание… Откуда же грусть?

На перемене Сергей Александрович зашёл к директору:

- Мне надо съездить в город. Завтра.

- Завтра? Так срочно?

- Выходит… срочно.

-Вы, Сергей Александрович, просто не знаете, что такое – срочно. Срочно – это конец второй четверти. Анализ контрольных работ, выставление четвертных отметок. Вся остальная срочность переносится на каникулы. И… ещё. – Александра Алексеевна помолчала, – подбирала нужные слова… А они не подбирались. Директор сосредоточенно листала журнал внутришкольного контроля. – И ещё, Сергей Александрович. Вчера в 10-м Б было родительское собрание. Мама одной ученицы озабочена…

-Я знаю, Александра Алексеевна. Я Тоне Тимохиной не поставлю двойку за четверть. У нас ещё есть время, чтобы позаниматься…

Директор перебила:

- Дело не в Тониных оценках. Я должна вам сказать: маму одной ученицы беспокоят… беспокоят, Сергей Александрович, ваши отношения с девочкой из 10-го Б.

Сергей Александрович свёл брови, как-то устало провёл ладонью по лбу.

Математика надо было крепко отругать… сделать строгое предупреждение. Учительница литературы, Евгения Максимовна, в подобных случаях очень точно и уверенно говорит: это – аксиома… Аксиома, что… у учителя и ученицы не может быть никаких отношений, – кроме тех, что он – учитель, а она – ученица…

А Александра Алексеевна незаметно… и отчего-то сочувственно вздохнула:

-Я понимаю… Девочки-десятиклассницы совсем не на много младше вас. И вы нравитесь им, – это тоже понятно. Но вы – учитель. И – недопустимо… Даже если у вас с этой девочкой чувства взаимны. Вам обоим надо подождать, – до выпускного вечера. Веру Петрунину я не стану приглашать к себе в кабинет, – как того требует мама Вериной подружки. Вы сами поговорите с девочкой, – как взрослый человек… Объясните ей, – как педагог, учитель. Нам, Сергей Александрович, приходится учить детей не только геометрии и литературе: на это мы и учителя. – Александра Алексеевна улыбнулась: – Уж так-то грустить не надо. Подрастёт ваша синеглазая девочка, и… время покажет. А про поездку в город – поговорим на каникулах. После педсовета. Раньше – даже не думайте.

В учительской Нелли Вячеславовна прятала непонятную улыбку…Маргарита Павловна и Валентина Григорьевна, учительницы начальных классов, о чём-то шептались, осуждающе поглядывали на математика. А когда Сергей Александрович выходил из учительской, его догнали насмешливые слова Нелли Вячеславовны:

- Жеених. Только вы, Риточка и Валя, не надейтесь. Мы с вами не интересуем Сергея Александровича. Он у нас десятиклассниц любит. И, пока мы замираем в ожидании, – кого выберет наш… невыразимо прекрасный математик, у него – роман… с этой девчонкой из 10-го Б.

-Ну, что ты говоришь такое! – прервала подругу Майя Михайловна. – Какой роман! Ну, влюбилась девчонка… В такого трудно не влюбиться. Он и нам с тобой нравится, – в наши двадцать пять. Что ж про шестнадцать девчоночьих лет говорить! Нель! Себя вспомни! Сама разве не влюблялась в математика… или в физрука?

Нелли Вячеславовна заносчиво дёрнула плечами:

- Об этом, кроме меня, никто не знал! А у нас – на родительских собраниях мамы поднимают вопрос о том, что у учителя и ученицы – роман!

Англичанка Алла Антоновна покачала головой:

- Я бы не хотела, чтобы мою дочь учил такой… математик.

Степан Константинович заметно побагровел… Но сдержался от резких слов:

- Милые коллеги!.. Вы не перепутали?.. Мы с вами – не на базаре. Мы – в учительской. Я, к примеру, поверяю лабораторные работы. Вы мешаете мне. Будьте добры…

- А мы обсуждаем важную педагогическую проблему! – вызывающе перебила физика Нелли Вячеславовна.

Степан Константинович закрыл тетрадь Алёшки Аршинцева:

- Теперь к педагогическим проблемам относятся сплетни?

- Дыма без огня не бывает! – Маргарита Павловна гордо продемонстрировала знания устного народного творчества. – Не бывает дыма без огня! Слышали такую поговорку?

-Про дым, что не бывает без огня, – это аксиома, – согласилась Евгения Максимовна, классный руководитель 10-го Б. – А дальше начинается теорема. Без доказательства которой – неясно: дым ли это… Или – базарные сплетни.

Завуч, Таисия Степановна, укоризненно заметила:

-Евгения Максимовна!.. Я ценю ваше умение высказывать мысли интересно и образно. Но – независимо от того, с чем мы имеем дело: с аксиомой или теоремой – я обязана выяснить всё, о чём рассказала на родительском собрании в 10-м Б мать нашей ученицы Иры Солодовниковой.

А физик благодарно кивнул Евгении Максимовне. Усмехнулся:

-Позвольте напомнить случай… бывший года два назад. Признаться, я не люблю о нём вспоминать. Но сейчас – вспомнить кстати. Потому что и тогда эта самая мама нашей Иры Солодовниковой решила показать, что она является центром информации.

Таисия Степановна густо покраснела.

Степан Константинович взглянул на завуча:

- Так и я ж – об этом. Помните?.. Тогда Ирочкина мама объясняла нам с вами… а заодно – и всему Зарничному… – что это не годится: мы – учителя… Вы – замужем, я – женат. И такие отношения, как у нас, – в школе! На виду у детей! – не позволительны. Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему она сделала такие выводы: что у нас с вами… некие отношения.

- Вы меня несколько раз провожали домой. Так получалось, что в те вечера мы поздно возвращались домой.

-Вот и не стоит – превращать учительскую в базар, – негромко посоветовал физик. – Тем более, – речь идёт о девочке. И о чести молодого учителя.

…Сергей Александрович объяснял Вере, как надо было решить задачу на самостоятельной по геометрии. А Верочка вдруг спросила:

- Что-нибудь… случилось? Нехорошее?..

Сергей удивлённо взъерошил волосы.

Как же ты догадалась, девчоночка синеглазая…

Но тревоге в синих глазах надо было улыбнуться:

- Так… Бывает иногда, – не получается доказать теорему.

-У вас… не получается доказать теорему?

Понятно: Вере кажется, что нет на земле такой теоремы, которую их учитель математики не смог бы доказать… И синеглазая троечница неожиданно смело предположила:

- Если теорема не доказывается, – значит, она становится аксиомой. И надо просто так… поверить ей.

…А в городе – крошечный мальчишка. Родился мальчишка раньше положенного срока… – потому что так решила его… мать.

Мать – Вика.

Самая красивая.

Уверенно-насмешливый взгляд.

Сергей прикрыл глаза. Наверное, такому крошечному мальчишке очень надо, чтобы его взяли родные руки… надо, чтоб он услышал родное дыхание.

Как же это всё…

Под вечер Сергей отправился к деду Петру Мироновичу: вдруг оказалось, что просто необходимо выпить стакан дедовой самогонки.

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы» (2018-2024 год)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц