-Это – аксиома!
Когда стали изучать новый предмет – геометрию, существование теорем для 6-го Б было неожиданностью.
Зато про аксиому они узнали ещё в четвёртом классе. И тогда же запомнили: аксиома – это принимаемое без доказательства.
И вдруг оказалось, что весь мир – во всяком случае, с восьми утра, когда начинался первый урок, – целиком состоит из аксиом…
-Это – аксиома!.. – любимое, неизменное на все случаи жизни утверждение Евгении Максимовны, классного руководителя.
Первого сентября мальчишки и девчонки бывшего 3-го Б заметно растерялись – от того, что всё же пришлось перейти в четвёртый класс и поэтому – уйти от Дины Кирилловны… Дина Кирилловна казалась им единственной учительницей на земле. А теперь она строила парами каких-то малых – своих новых учеников-первоклашек, поправляла им воротнички и бантики, особо сопливых гладила по голове…
А тем временем бывший 3-й Б услышал эту, ещё не понятную им фразу от нового классного руководителя. Мальчишек и девчонок в теперешнем 4-м Б было поровну, и в кабинете литературы Евгения Максимовна быстро и уверенно рассадила всех по местам, – причём вышло так, что за партой каждый мальчишка сидел с девочкой…
Мишка Васютин исподлобья, угрюмо покосился на Юльку Медведеву, что теперь сидела рядом с ним. Юлька разложила на парте свои одинаково обёрнутые учебники и тетрадки, ещё и нахально расставила по сторонам острые локти – так, что Мишке достался лишь краешек парты. И этот краешек парты Юлька предусмотрительно оградила новеньким пеналом.
Мишка оглянулся на Ромку Ланцова. На линейке Ромка поделился с Мишкой услышанной от семиклассника Димки Лугового школьной мудростью: мол, это в начальных классах сидишь там, куда учительница посадила... А в четвёртом каждый сам выбирает, – где… а, главное, с кем ему сидеть за одной партой.
Разумеется, Мишке и во сне не могло привидеться, что он выберет Медведеву… И ещё на линейке они с Ланцовым договорились, что сядут вместе. Надо постараться занять последнюю парту у окна: самое лучшее место в любом классе…
А Евгения Максимовна указала Мишке на вторую парту в среднем ряду. Мишка хмуро взглянул на учительницу:
- Можно, я с ней… в общем, с Медведевой, не буду сидеть?
-Будешь, – кратко ответила Евгения Максимовна.
- Почему? – Мишка всё ещё не верил в своё предстоящее несчастье.
-Потому, что это – аксиома: мальчик должен сидеть с девочкой.
С первой парты отличник Толик Еремеев переспросил учительницу:
- Акси… что?
- Аксиома. То, что не требует доказательств.
Тонька Тимохина озадаченно захлопала глазами… Вообще-то, по своей привычке Тимохина собиралась разреветься – громко, на весь класс: это был испытанный Тонькин способ решения всех вопросов. И сейчас Тимохина уже приготовилась применить проверенное средство – в связи с тем, что новая классная посадила её со Славкой Шевцовым, а не с подружкой Катей Стёжкиной.
Только от этого непривычного слова Тонькины слёзы вмиг пересохли… Аксиома, показалось Тимохиной, – это какая-то ящерица. А ящериц Тонька боялась больше всего в жизни. Славка слегка толкнул Тимохину плечом, буркнул:
-Расселась! Подвинься!
Чтоб не думала Тонька!.. Славик тоже не особо счастлив, что классная велела ему сесть за одну парту с Тимохиной! Уж если – из-за какой-то там… аксиомы – сидеть с девчонкой, то – с Иркой Солодовниковой… ну, или хотя бы с Ленкой Шумилиной. А – не с Тонькой!
4-й Б притих.
А Евгения Максимовна внимательно оглядела класс:
-Завтра быть в школе без пятнадцати восемь!
-Без пятнадцати?.. Уроки же в восемь начинаются! – забеспокоился Алёшка Аршинцев.
По утрам Алёха любил поспать. И берёг каждую минуточку, когда можно было полежать под уютным одеялом… А ещё любил Алёшка вволю поесть румяных маминых оладушек – со сметанкой, с вареньем, чтоб запастись радостью на весь долгий школьный день. В класс Аршинцев обычно влетал одновременно со звонком на первый урок.
А теперь – без пятнаадцати воосемь?..
-Это – аксиома, – известила Евгения Максимовна. – Хороший ученик должен заранее подготовиться к уроку. И – настроиться на получение знаний. На ходу, впопыхах, этого сделать нельзя.
Понятно, что очередная аксиома вызывала в классе стойкое недовольство… И лишь в шестом выяснилось, что аксиома заслуживает гораздо более тёплых чувств, особенно – по сравнению с теоремой… Аксиоме – ей что требуется? Чтоб её запомнили. Чтобы с готовностью отрапортовать на выразительный взгляд Евгении Максимовны, когда она высоко, за уголок, приподнимала чью-то замызганную тетрадку:
-Ученическая тетрадь должна быть аккуратной, чистой и – обёрнутой!
Что ж тут доказывать! И рассуждений никаких не надо.
А с теоремами – одна беда!..
К примеру, – вот тебе треугольники. И так же видно, что они – совершенно одинаковые! Нет, – надо доказать их равенство. И для этого есть целых три теоремы.
Отличник Еремеев вздохнул:
-Антоним.
-Чеегоо?.. – непонимающе протянула Тимохина.
-У многих слов есть антонимы – слова с противоположным значением, – объяснил Тоньке Еремеев. – Теорема – это антоним к слову аксиома.
Тимохина возмущённо дёрнула плечами: только отличник Еремеев мог уловить связь между русским языком и геометрией… Но – кому от этого легче, что у аксиомы есть слово с противоположным значением! Лучше бы его не было! С аксиомами-то давно свыклись, смирились: ну, если оно так… то пусть так и будет, – без рассуждений и доказательств.
И всё же тогда, в шестом, в те беспечные и счастливые, безвозвратно промелькнувшие времена, ещё никто не догадывался, что порой случается так, что и аксиома требует доказательства. Причём – более сложного, чем любая теорема…
На торжественной линейке, знаменующей начало нового учебного года, девчонки в 10-Б взволнованно зашептались:
-Ой!.. Смотрите, смотрите, девочки!
-Новенький?..
- Небось, – в 10-й А!
-А, может, к нам?.. В 10-м А и так на два человека больше, чем у нас!
Незнакомый парень стоял неподалёку от 10-го Б. Простая светло-голубая рубашка с расстёгнутыми верхними пуговицами очень шла к его чуть волнистым волосам, что отливали золотистой пшеничной спелостью. Над тёмно-серыми глазами – смелым и сильным разлётом брови.
-Ой, какой он, девочки!.. Не то, что наши охламоны!
Алёха Аршинцев не сдержался, – прервал бестолковые девчоночьи восторги:
- Никакой он не новенький! Это наш физрук.
-Физрук?.. – заинтересовалась Верочка Петрунина, лучшая спортсменка школы.
-Физрук, – кивнул Аршинцев. – Я его ещё на днях видел. Он из спортзала выходил. В спортивной форме. – Алёха подумал и завершил своё объяснение: – А вы – дуры. И ты, Петрунина, дура.
Завуч, Таисия Степановна, о чём-то строго и поучительно говорила с парнем. Кажется, о том, что длина его волос слегка превышала ту, что общепринята – для школьной мальчишеской стрижки.
Первым уроком в 10-м Б – геометрия. Когда прозвенел звонок, в кабинет математики вошёл… парень в светло-голубой рубашке. Верка Петрунина ещё сидела на подоконнике. Даже не привстала, – подмигнула девчонкам. Засияла улыбкой:
-А нам что, – расписание изменили?.. И у нас сейчас физкультура?.. Ну, хоть что-то хорошее!
Парень уточнил:
- 10-й Б?
Неоднократная чемпионка районных и областных соревнований по лёгкой атлетике Петрунина нагловато заверила:
- Вы не заблудились, – он самый! 10-й Б! Единственный и неповторимый! Нам идти в спортзал?
-Нет. В спортзал не стоит: геометрией удобнее заниматься в кабинете математики.
-Геометрией?.. – Верку сдуло с подоконника. – А вы…
- Меня зовут Сергей Александрович. Я буду преподавать у вас алгебру и геометрию.
Верочка быстро оглянулась на Аршинцева. Раздосадовано покрутила у виска пальцем.
Продолжение следует…
Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы» (2018-2024 год)