Несколько лет назад читала книгу про женщину с аутизмом, которая вспоминала себя в детстве. Запомнилось как она рассказывала – когда меня ругали я видела каждое слово ругающего в виде яркой цветной вспышки и мне это так нравилось, что я старалась ещё и ещё сделать так чтобы вызвать гнев.
Если вы тут впервые - добро пожаловать! Я мама 15-летнего подростка с аутизмом и снижением интеллекта (умеренная у.о.) Рассказываю о нашей жизни. Буду рада бережному общению. Здесь безопасно🫶
Я тогда поняла – что зачастую то, что кажется нам наказанием - для человека с аутизмом может быть поощрением, иметь абсолютно обратный эффект.
На курсах АВА (Прикладной анализ поведения) нам рассказывали о том, что у любого поведения есть свои функции:
- привлечение внимания
- доступ к желаемому предмету или действию
- избегание требований (прекращение нежелательных действий)
- получение сенсорных ощущений
- дать выход своим отрицательным эмоциям (состояние, при котором ребёнку настолько непреодолимо плохо что он выдает проблемное поведение, внутренний очень сильный дискомфорт) )
Также нам сказали, что чем длительнее проблемное поведение ( месяц, год) – тем оно многофункциональнее. То есть функций может быть несколько. Соответственно - тем сложнее с этим разбираться.
И ещё, самое важное: при возникновении проблемного поведения впервые – необходимо постараться его не поощрить (не увеличить вероятность его возникновения в будущем, не усилить)
Например, ребёнок неожиданно описался.
Что делаем в первую очередь (помимо того, что переодеваем)
1. Не реагируем
Мы не знаем, что является причиной такого вот сбоя, соответственно не ругаем, не стыдим, не охаем-ахаем. Просто максимально нейтрально переодеваем, молча.
2. Исключаем проблемы со здоровьем.
Заболел? Простыл? Замёрз? Возможно - воспаление, сдать анализ мочи?
3. Наблюдаем.
-Если поведение не единичное. Что служит возможной причиной? Что происходит до поведения? Вовремя? После?
-Что изменилась в окружающей среде? (может переезд, стрессовый эпизод, мама уехала и т.п.)
4. Обязательно водим в туалет через определенные промежутки времени
-даже если ребёнок давно уже самостоятельно это делал.
И так с любым проблемным поведением. Пока не найдена его функция мы не можем помочь, а вот навредить (закрепить) вполне.
Да, в идеале – обратиться к специалистам поведенщикам, но не у всех есть такая возможность.
Я делюсь именно тем что стало для меня открытием при изучении Прикладного анализа поведения, надеюсь кому то это будет полезным, поможет не сделать моих ошибок,а может побудит глубже разобраться, изучить🫶🧩