В рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» телерадиоцентр «Орфей» и ПАО ЮНИПРО восстановят уникальные прижизненные издания опер Николая Андреевича Римского-Корсакова: «Сказку о царе Салтане» и «Садко». Партитуры опер бесценны — они содержат комментарии композитора, а также пометки главного дирижера Большого театра Николая Голованова. В этом году планируется восстановление семи других изданий, включая две оперы Николая Римского-Корсакова, Рихарда Вагнера, Алексея Николаевича Верстовского и Никколо Пиччини.
Цель проекта «Возрождаем наследие русских композиторов», появившегося десять лет назад — восстановление, сохранение и популяризация утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов. За время существования культурной инициативы, удалось отреставрировать и восстановить 70 редких партитур российских и зарубежных композиторов, а также книжные памятники.
Среди них раритетные прижизненные издания Римского-Корсакова: партитура оперы «Золотой петушок» (1900), редкий экземпляр партитуры оперы «Сервилия» (1901-1902гг.), фрагмент «Шествие князей» из оперы-балета «Млада» (80-е годы XIX века), а также литографическое издание «Учебника гармонии» (1885), которое можно рассматривать как уникальный первоисточник теоретического труда Римского-Корсакова. В связи с 180-летием со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, в этом году проект принялся за восстановление двух других прижизненных изданий опер композитора — «Садко» (1897) и «Сказка о царе Салтане» (1900).
Опера-былина «Садко» задумывалась композитором в 1880-х годах. Первый вариант оперы, который композитор закончил в 1895 году, представлял собой сказочно-фантастическую историю. Однако позднее, приняв во внимание предложение В. В. Стасова показать жизнь и быт древнего Новгорода, Римский-Корсаков вносит значительные изменения в либретто. Над новой версией работал В.И. Бельский, благодаря которому у Садко появилась верная жена Любава, народные сцены стали масштабнее и пополнились новыми эпизодами. Премьера оперы состоялась на сцене московской частной оперы Саввы Мамонтова в декабре 1897 года.
Через пару лет после премьеры «Садко» Римский-Корсаков приступил к сочинению музыки для новой оперы «Сказка о царе Салтане». Вероятно, идею оперы ему также подкинул Стасов. Опера «Сказка о царе Салтане», в основу которой легла одноименная сказка Пушкина, относится к полюбившемуся композитором сказочному жанру. Но условия и реалии России XIX века задали постановке несколько иной, иронический, тон. Подобно «Садко» премьера оперы состоялась в конце 1900 года в Москве, на сцене частной оперы Товарищества Солодовниковского театра.
Читайте по теме:
К 90-летию Родиона Щедрина: Народный сказ на сцене Михайловского театра
Великий сказочник: три балета Петра Ильича Чайковского
Впервые на российской сцене — «Иван Грозный» Жоржа Бизе
«Бетховен и русские меценаты»: глава из книги Ларисы Кириллиной
Найдена рукопись оперы Гаэтано Доницетти «Алахор в Гранаде»