От редакции. В предыдущей публикации мы представляли обзор общей структуры памяти. Здесь мы сфокусируем наше внимание на так называемой "фонологической" - в российской терминологии "слухо-речевой памяти". Следует отметить, что даже с учетом бурного роста нейронауки, у исследователей все еще недостаточно инструментов для непосредственного изучения кратковременной памяти, поэтому развиваемые модели этого вида памяти имеют "гипотетический" характер.
Запоминание на короткий срок фонологической (то есть, связанной с устной речью) информации чрезвычайно важно для решения многих задач. В их числе: осуществление речевой коммуникации – формулирование и произнесение высказываний, а также познавательная деятельность – в актах внутренней речи в ходе решения математических или других интеллектуальных задач. Таким образом, понимание того, каким образом фонологическая информация сохраняется (//то есть, понимание функционирования кратковременной фонологической памяти//) объясняет использование языка в общении и вербально опосредованном познании.
Неврологические основания кратковременной фонологической (слухо-речевой) памяти
Теоретические подходы в исследованиях краткосрочной памяти
Ранние исследования фонологической памяти касались в основном базовых аспектов ее функционирования: количества запоминаемой информации (то есть, емкости), периода сохранения этой информации до момента ее забывания (то есть, длительности), а также тому, утрачивается ли эта информация в результате исчезновения ее представления/образа (memory trace) или взаимопересечения («интерференции») похожих представлений. Эти вопросы возникают как в случаях, когда процесс запоминания носит пассивный характер, так и тогда, когда он является частью сознательной и целенаправленной деятельности по усвоению информации.
Классическим инструментом изучения пассивной фонологической памяти является задача Брауна-Петерсена. В каждой попытке испытуемым предъявлялись три буквы, причем это происходило тогда, когда они параллельно выполняли другие интеллектуальные действия – считали в уме. Второе (параллельное) задание выполнялось для того, чтобы испытуемые концентрировали меньше усилий именно на запоминании буквенных сочетаний. После короткой паузы испытуемые должны были опознать некую букву, указав, присутствовала она или нет в ранее демонстрировавшейся комбинации. Исследования показали, что благодаря исчезновению представления информации и/или ее интерференции, информация в вербальной форме быстро забывается – если не прилагаются целенаправленные усилия для ее сохранения.
Еще одно важное следствие состоит в том, что на процесс пассивного запоминания оказывает влияние большое количество факторов , обусловленных формой представления информации (так называемые «эффекты модальности»). Например, эффективность запоминания будет выше, если некий подлежащий выучиванию перечень будет озвучиваться, нежели записываться. Преимущества устной презентации помимо прочего состоит в том, что эффективность запоминания возрастает при озвучивании одного или двух последних пунктов в перечне. Причем этот усиливающий эффект новизны наблюдается даже в том случае, когда люди заняты выполнением параллельной задачи, уменьшающей общий ресурс памяти. Кроме того, мера влияния эффекта зависит от того, выражен ли воспринимаемый на слух стимул в виде речи или же в не-речевой звуковой форме. Вместе эти открытия свидетельствуют о том, что механизмы пассивной фонологической памяти могут варьироваться в зависимости от типа восприятия, как например, может существовать «эхо-хранилище», которое обеспечивает краткосрочное пассивное запоминание информации, представленной в форме устной речи. Эта идея согласуется с расчетными моделями восприятия речи, которые подчеркивает важность временнОй интеграции в языковом восприятии формируемого акустического сигнала.
Фонологическая память как специализированное хранилище, которое актуализируется через внутреннюю речь
Изучение краткосрочной фонологической памяти может также предполагать исследование условий, которые задействуют волевые формы поведения (такие как самоконтроль и внутренняя речь) для уменьшения количества утрачиваемой информации. Бэддли и Хитч использовали термин «работающая память» для того, чтобы четче определить этот более активный тип кратковременной памяти. Их плодотворная работа сделала популярным использование серии задач на припоминание. Базовое непосредственное испытание на припоминание состояло в предъявлении короткого перечня некоторых единиц (букв, цифр или слов), которые давались по одному через равные интервалы. После предъявления испытуемые должны были воспроизвести единицы в том порядке, в котором они были даны, путем называния их, написания или показа.
По результатам исследователи предложили Поликомпонентную модель работающей памяти, количество ссылок на которую к настоящему моменту превышает 10 тыс. Оригинальная модель содержит один центральный управляющий компонент и два ведомых: фонологическая петля для удержания вербальной информации и пространственно-временной ментальный «планшет» - для невербальной. Фонологическая петля состоит из фонологического хранилища, которое отводится под работающую память и которое служит для временного хранения вербальной информации, и артикуляционной петли, посредством которой через внутреннюю речь актуализируется содержимое фонологического хранилища. Хранилище непосредственно доступно для речевых стимулов, тогда как выраженные в письменной виде стимулы должны быть пере-кодированы в хранилище. В случае, если фонологическая информация не актуализируется через артикуляционную петлю, то она подвергается распаду (забыванию). Таким образом, количество единиц, которое может храниться в кратковременной памяти, зависит от того, насколько хорошим является доступ этих единиц в хранилище, насколько эффективно они защищены от распада и взаимопересечения и от того насколько эффективно они актуализируется путем внутренней речи.
Краткосрочная память как функция внимания (концентрации)
Бэддли и Хитч рассматривали фонологическую память как процесс, который отличается от процесса языковой обработки. Однако другие теоретические модели считали ее результатом совместного действия фонологической информации, которая хранится в долговременной памяти, и общих механизмов внимания.
Например, согласно моделям Включенных процессов, развиваемых Коэном, существует главное хранилище, которое примерно соответствует системе долгосрочной памяти, и чрезвычайно ограниченное сенсорное хранилище. Информация из системы долгосрочной памяти может быть перенесена в работающую память, причем это происходит в тот момент, когда некоторая часть этой информации – встроенная или хранимая в долгосрочной памяти, временно приобретает повышенную значимость. В дальнейшем этот фрагмент актуализированной информации может быть «заглушен» - в том случае, если выпадает из фокуса внимания. Предполагается, что работающая память содержит все виды информации, которые доступны для использования в соответствие со степенью ее актуальности, включая информацию, находящуюся как в фокусе непосредственного внимания, так и за его пределами
Краткосрочная память как речевое планирование и эфферентная реактивация
Третье перспективное направление рассматривает фонологическую память как естественный побочный продукт интерактивной неврологической архитектуры для восприятия речи и ее осуществления.
Интегрированная модель, предложенная Гуптой и МакУинни, как раз и иллюстрирует взаимодействие между памятью, осуществлением речи и ее восприятием. Согласно этой модели, языковое представление на уровне фонем (//отдельных звуков) взаимосвязано с лексико-фонематическим представлением (//то есть на уровне устойчивых звукосочетаний = «словам» на уровне языка//), которое в свою очередь взаимосвязано с семантическим – «смысловым» - уровнем.
Восприятие речи автоматически преобразует речевой поток в сознании слушающего в фонематическое и лексическое представления, а затем взаимодействие между фонематическими представлениями и, возможно, речевое планирование, позволяют использовать закодированную информацию для управления собственным (исходящим) потоком речи.
Проговаривание рассматривается как волевая активизация лексико-фонематических представлений, которые затем активизируют представление на уровне отдельных фонем и формирование исходящего речевого потока.
Активизация процесса формирования речевого потока порождает эфферентную копию планируемого высказывания, или, иначе говоря, внутреннее высказывание. Эта эфферентная копия обрабатывается также, как если бы планируемый исходящий речевой поток представлял собой входящий речевой поток. Таким образом, вербальное проговаривание обусловливает автоматическую ре-активизацию лексико-фонематических и фонематических представлений за счет использования внутренних образов исходящего речевого потока, которые копируют заучиваемый перечень данных.