Найти в Дзене
Азбука-Аттикус

Удивительная жизнь Петера Фройхена: полярная экспедиция, нацистский лагерь, куш на 64 тыс. долларов и съемки фильма об эскимосах

Оглавление

От путешествий по томительно бесконечным смертоносным льдам Арктики до активной работы в подпольном сопротивлении времен Второй мировой войны. Жизнь Петера Фройхена, – это безусловный приключенческий роман!

В статье описываем интересные факты из книги о жизни и традициях инуитов, опасностях в экспедиции и способах выживания, собранных из биографии Фройхена.

С чего начал Фройхен

-2

Фройхен, студент-медик двадцати двух лет. В медицину он пошёл не по призванию, а из расчёта получить стабильную работу, которая, впрочем, не обещала быть увлекательной. И по итогу Фройхен решил, что «не годится в доктора». Пытаясь понять, чего хочет от жизни, он рассматривал разные дисциплины, которые предлагал Университет Копенгагена, и сблизился с театральными студентами. Его друзья ставили постановку об экспедиции Мюлиуса-Эриксена, Фройхен смотрел на это без симпатии, уж слишком много там было клеше.

Он решил выяснить, каков Мюлиус-Эриксен на самом деле и явился к нему в дом. Полярный исследователь рассказал Фройхену, что планирует новую экспедицию в Гренландию и надеется достичь нескольких целей: картографировать неизвестный отрезок земли на северо-востоке острова; поискать там остатки древних поселений. Он спросил у Фройхена, хотел бы тот к нему присоединиться. Молодой человек выпалил «да!», не раздумывая ни секунды.

Традиции Севера

-3

«С местными бабами не путаться!» — распорядился капитан «Ханса Эгеде», прежде чем отпустить команду на берег.

Вечером были назначены танцы — гренландцы обожали танцевать, — и Фройхен пригласил Арнарак пойти вместе. Когда тем же вечером Фройхен зашёл за ней, отец Арнарак радостно пригласил его войти. Арнарак принялась готовиться к танцам прямо на глазах кавалера: распустила ленту в волосах, и они упали ей на плечи. Жестами она дала понять Фройхену, что собирается сделать что-то особенное с волосами специально для него. Арнарак подошла к кровати и вытащила из-под неё ведро. В ноздри Фройхену ударил сильный запах аммиака, и он догадался, что в ведре человеческая моча. Арнарак тем временем окунула голову в жёлтую жидкость и принялась втирать её в корни волос.

Когда Фройхен вернулся на корабль, ему объяснили, что подобным жестом Арнарак хотела показать, что соблюдает чистоту, и надеялась произвести хорошее впечатление.

Тяжелый выбор

-4

Ледяной щит большим куполом покрывает большую часть Гренландии, и поверхность его изрезана ледяными гребнями и расселинами. Во времена Фройхена «макушка» этого купола, выросшая за долгие века бесконечного снегопада, возвышалась над землёй примерно на три километра (это значение больше не соответствует действительности из-за изменения климата). Это был мир, где царствовал холод, а время измерялось тысячелетиями. Именно туда направилась экспедиция.

Уклон ледяного щита был крутым, и путешествие опасное. Фройхен смутно видел своих товарищей, которые «спутались в один клубок с рычащими и повизгивающими собаками» и в такой неразберихе летели всё ниже и ниже. Оставалось только молиться, чтобы не долететь до края щита и не сорваться с обрыва.

Сначала всё шло хорошо, но, когда Фройхен оказался почти у подножия, он заметил, что ближайший гарпун поворачивается остриём к нему. Фройхен дёрнул за трос, пытаясь поправить положение, но не смог. Остриё гарпуна впилось ему в бедро, разрезало меха и рассекло ему кожу. Добравшись до земли, Фройхен выпутался из троса, приложил снег к кровоточащей ране и прижал сверху варежкой.

Тем временем наверху путешественники спускали собак по трое, а те, что ждали своей очереди, толпились у края обрыва и лаяли на своих товарищей. Но не стоит обольщаться: если конечная цель требовала умертвить собак, не оставалось места сомнениям. У наших четверых путешественников заканчивался провиант, особенно не хватало корма собакам. Когда остальные трое спустились к Фройхену, туши мёртвых собак бесцеремонно порубили на куски и скормили оставшимся.

Еда во время экспедиции

-5

Путешественники двигались на запад, и провизии снова не хватало. Расмуссен принял решение вскрыть неприкосновенные запасы: у них при себе была сотня контейнеров со странным порошком, называвшимся «пищевой концентрат». При варке из него получался густой пудинг, который застревал у людей в глотке как цемент. «С тех пор я не переношу пудинг!» — вспоминал Фройхен. К этому отвратительному кушанью добавляли кроликов и куропаток, когда получалось их поймать.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.